Образы Кулигина и Катерины по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Пьеса «Гроза» стала вершиной творчества великого русского драматурга А. Н. Островского. Действие трагедии, описанной в пьесе, происходит в небольшом городке Калинове, вольно раскинувшемся на берегу Волги. Главные герои живут в состоянии конфликта, старый порядок пошатнулся, в обществе назревает протест.
С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы. Он не является главным героем, но автор отводит ему очень важную роль. Этот механик-самоучка — реалист, но вместе с тем, он — мечтатель и романтик. Впервые мы видим его сидящим на скамейке на берегу Волги. Он от души восхищается красотой природы и поет. «Восторг! Чудеса, красота! Душа радуется!» — говорит Кулигин прогуливающимся Кудряшу и Шапкину. Но они не разделяют его радости и погружены в житейские проблемы.
В «темном царстве» Калинова Кулигин предстает хорошим человеком. Его возмущают устои и нравы города, он не согласен с царящей несправедливостью. Кулигин так говорит об этом, обращаясь к Борису: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! У кого деньги, тот старается бедного закабалить. Торговлю друг у друга подрывают… Враждуют друг на друга…» Но на предложение Бориса открыто обличить калиновские нравы, Кулигин отвечает: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят». В этом проявляется его нерешительность: «Мне уж и так, сударь, за мою болтовню

достается». Громкого и решительного протеста он избегает, а может быть, даже боится. Понимая, что ничего изменить не удастся, Кулигин советует «угождать как-нибудь».
С другой стороны Кулигин — благородный мечтатель и романтик. Он тонко чувствует красоту природы, читает стихи, поет, стремится сделать жизнь людей лучше, расширить их кругозор. Кулигин мечтает изобрести перпетуум-мобиле и получить за него миллион, который бы потратил на то, чтобы дать работу мещанству. «А то руки есть, а работать нечего».
Он хочет сделать в городском парке солнечные часы, для этого ему нужно десять рублей и он просит их у Дикого, но встречает полное непонимание. Не покидают Кулигина заботы о безопасности города: «У нас грозы частые, а мы не заведем громовых отводов!». На что Дикой ему отвечает:»Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами обороняться…». Только у одного Кулигина мы видим ясные цели в жизни, но, к сожалению, изменить жизнь в городе он может.
В финале пьесы, когда мертвую Катерину достают из Волги, Кулигин первым говорит Кабанихе: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!» После этих слов он уходит потому, что не может больше находиться рядом с этими людьми.
Другое действующее лицо пьесы, олицетворяющее положительное начало, предстает перед нами в образе главной героини Катерины.
Ее характер сформировался в купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. В религии Катерина находит всю правду и красоту жизни. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах, воссылаемых к Богу. Она рассказывает Варваре: «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало… ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу». Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой — Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха бездушная и суровая женщина,»домашних заела совсем». Она держит в страхе всех членов семьи.
Выйдя замуж за Тихона, которого не любила, Катерина не находит поддержки и защиты от Кабанихи. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из-под неволи». В атмосфере «жестоких нравов», притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Решение покончить с собой приходит к Катерине как внутренний протест семейному деспотизму и ханжеству. Дом Кабанихи для нее стал ненавистным: «Мне что домой, что в могилу — все равно. В могиле лучше…». Но ее протест, в отличие от протеста Кулигина, открытый и смелый. А Кулигин не хочет громких, решительных протестов, он ограничивается только словесными возражениями.
Этих героев объединяют мечтательность и поэтичность, они появляются во всех ключевых сценах пьесы, своими рассуждениями и монологами объясняют трагизм сложившихся ситуаций и выражают общественный протест против устоев «темного царства».


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Образы Кулигина и Катерины по пьесе А. Н. Островского «Гроза»