В прозе первых послереволюционных лет проявились в основном две мировоззренческие точки зрения: принятие и непринятие нового общественного строя. Новую власть поддерживали не только писательским словом, но и боевыми действиями те, кто находился на фронтах гражданской войны. В основном это были молодые тогда люди: А. Фадеев, Д. Фурманов, И. Бабель, Вс. Вишневский, А. Малышкин, В. Катаев, Вс. Иванов, Б. Лавренев, Н. Островский, М. Шолохов, К. Федин. Именно им предстояло открывать новых героев новой эпохи, отбирать из богатой революционной действительности невыдуманные темы.
Я хочу рассмотреть проблему гуманизма на войне на примере двух произведений — «Белой гвардии» Булгакова и «Тихого Дона» Шолохова.
Необходимо отметить, что яркой отличительной чертой творчества Булгакова является биографичность. Он черпал из своей жизни не только материал, но и темы. Не исключением стала и «Белая гвардия». Недавнее прошлое оставило в душе писателя неизгладимый след, и он с огромным рвением желал показать свой взгляд, высказать свою точку зрения на произошедшее. Между тем, все современные ему писатели призывали отказаться от прошлого.
Итак, роман — история семьи Турбиных. Жизнь их не идеализируется, хотя Россию дореволюционную Булгаков считал идеальной, не желал, чтобы она рушилась. Художественный мир и манера писателя порождены, прежде всего, той исторической и политической обстановкой, в которой он оказался.
Много внимания в романе уделяется смелым и благородным людям, таким, как Алексей и Николка Турбины, Най-Турс, Мышлаевский, Карась, Шервинский. Они отважно защищают своих близких, своих соотечественников, хотя и знают, что, скорее всего, победы за ними не будет. Но герои не отступают, ведь это их долг, долг чести офицеров. А долг, по мнению Булгакова, то, без чего жить на свете бессмысленно. Значит, у достаточного числа действующих лиц в романе нет смысла существования.
Помощь другим, самопожертвование — верх гуманизма. Най-Турс в последние минуты своей жизни из всех сил пытался спасти юнкеров, отдавая им приказ бежать. Уже раненый, он отказывается от помощи Николки и этим решением спасает жизнь Турбина, обрекая себя на смерть.
В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» перед читателями развернулись судьбы не только отдельных людей, но и судьба всего казачества, целой нации. Глубокой бороздой прошла гражданская война по станицам и хуторам Дона, она разделила вчерашних друзей, часто даже членов одной семьи, на два непримиримых лагеря.
С началом 1914 года «всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон». Всего четыре года оставалось до начала трагических событий гражданской войны. Дон еще не «раскололся», но одногодки Григория Мелихова уже поставлены под ружье. Пройдет совсем немного времени, и, сменив общечеловеческие ценности на сиюминутные политические, эти люди начнут убивать друг друга, искренне веря в то, что совершают благие дела.
Подтелков и Мелехов, Кошевой и Коршунов в своей яростной борьбе не щадят братьев, сватов, крестных, пока не начинают захлебываться своей родной кровью. Гибнут и мучаются люди на Дону, под влиянием событий разрушаются не просто социальные связи в хуторе, постепенно рушатся нравственные устои.
И, прежде всего, это отражается на тех, кто воюет и не рвется к власти, кто в эти трудные годы мужественно противостоит ударам судьбы и стремится сохранить домашний очаг, детей как непреходящую человеческую ценность. Гибнет в «отступе» Пантелей Мелехов, «расказачивают» Мирона Коршунова. Один на один с жестокой судьбой ведет поединок Наталья. Григорий не лукавит перед женой, часто признается в том, что ему трудно, что для него утешением может быть «водка ли, баба ли».
И в итоге становится ясно, что больше всего о будущем думали не белые и красные, а жены и матери, которые, вопреки горю, войне и изменам продолжают человеческий род, готовы понять и простить многое. Потому последняя мысль Натальи была о детях: «Придет отец — поцелуй его за меня и скажи, чтобы он жалел вас». Потому Ильинична, тоскуя перед смертью, надеется повидаться с Григорием, единственным оставшимся в живых продолжателем рода Мелеховых. Она показывает достойный путь примирения одного лагеря с другим.
Таким образом, трагедия войны, важность нравственного выбора раскрывается писателями на примере конкретных судеб людей. Война калечит тела, а необходимость сделать выбор — еще и души людей… Писатели той эпохи знали, что жизнь одинаково нуждалась в анализе и синтезе. И они снова сумели это сделать, рассказав о том, что происходило, чтобы донести до читателей мысль, что такого больше быть не должно.