Значительное место в творчестве В. А. Жуковского занимает лирика, а именно — элегии. Это большие лирические произведения, в которых находят выражение философские размышления поэта. В центре произведения находится элегическая личность. В элегиях «Певец», «Сельское кладбище», «Вечер» в центре — образ юноши. Он «едва расцвел — и жизнь уж разлюбил». В этих стихотворениях содержатся горести, сомнения, раздумья юного сердца. Лирический конфликт состоит в том, что юное существо оказалось не принятым жизнью:
Здесь пепел юноши безвременно сокрыли…
(«Сельское кладбище»)
Придет сюда Аленин в час вечора мечтать
Над тихой юноши могилой!
(«Вечер»)
И рано встретил он конец, Заснул желанным сном могилы…
(«Певец»)
Особенность элегического героя Жуковского в том, что поэт разрушил грань между жизнью и смертью героя. Юноша-поэт сначала передает свои впечатления от сельского кладбища, а потом он как бы видит себя умершим, похороненным и уже как бы со стороны смотрит на себя и читает эпитафию на собственном надгробии. Элегическая личность, живя на свете, переносится в иной мир, представляет себе жизнь без себя; герой живет и не живет одновременно.
Жуковского интересует не психология души человека вообще, а лишь нравственное сознание и мир его переживаний.
Главный интерес Жуковского как романтика вызывают особые переживания, эмоциональные и интеллектуальные: воспоминания, мечты, надежды, сны, чувства природы (весеннее чувство, вечернее и утреннее чувства), чувство грусти, утешение в слезах, а также невыразимый мир предчувствий.
Воспоминания лирического героя имеют глубокий философско-этический смысл.
Поэт стремится найти в них нравственную опору, которая сделала бы человека морально стойким перед лицом зла. Такая опора находится в воспоминаниях о лучших людях, которые имели место в жизни человека.
В элегии «Вечер» такого рода воспоминания овладевают лирическим героем. Также здесь изображен мир природы, находящейся в движении.
Но задача поэта состояла не в изображении летнего вечера и наступающей ночи, а в утонченной передаче личных, присущих только поэту, переживаниях. Восприятие поэтом красоты природы вызывает меланхолические размышления о дружбе, счастье, о личной судьбе. Движение природы передает смену настроений поэта. При зыбком блеске луны поэту вспоминается «священный круг друзей», «пламенные песни», в ночи он чувствует свое одиночество, растворяется в природе и не противостоит окружающему миру, так как не осознает его как нечто, враждебное душе.
Таким образом, Жуковский, заглянув в мир тайны, признает очарование реальной жизни. Слияние с природой является для него общим законом мироздания. Как лучи солнца исчезают в вечернем полумраке, так и человек угасает, оставаясь жить только в воспоминаниях.
Окружающий мир прекрасен. Солнце, заходящее в начале стихотворения, вновь появляется в конце. Жуковский проводит мысль о том, что гармония возможна только в случае смерти человека, то есть его слияния с природой, когда
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает…
Стихотворение «Море» продолжает пейзажную лирику поэта. Сначала перед нами предстает картина летнего моря, которым любуется лирический герой. Но потом на смену этому безмолвному морю и светлому небу приходят темные тучи и штормовые волны. Опять же, нет постоянства в природе. Поэт тонко чувствует эти природные изменения и сам становится ее зеркальным отражением.
Лирическое «Я» и природа сливаются воедино. Чувство природы во всех стихотворениях Жуковского особенное. Утреннее чувство («Жаворонок») нередко сливается с весенним чувством («Весеннее чувство»). Они напоминают колебания воздуха. Это переживания единения с воздушной стихией, ощущение легкости, пробуждения душевных сил, порыв, движение в вышину вместе с птицами или вдаль с ветром, сердечная готовность принять неведомое, чистое, пленительное, милое. Утреннее и весеннее чувство — это радостное и светлое очарование природой, которое испытывает человек.
Жуковский особенно большой мастер в изображении вечернего чувства. Это можно увидеть в элегиях «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка». Вечерняя природа погружается в «задумчивость», в таинственное «молчание», в «дремоту», «сон», и лирический герой с умиротворенным сердцем, «задумавшись», или идет в свой «спокойный шалаш», или лежит на траве у ручья. Он погрузился в природу и в самого себя. Вечернее затишье («Все тихо, рощи спят, в окрестности покой») позволяет чувствительной душе постигать то, что остается в дневное время незамеченным: жизнь травы, ручья, солнечных лучей. В душе человека пробуждаются воспоминания, мечты.
Вечернее чувство — такое слияние с природой, которое оказывается одновременно познанием тайной жизни природы и самопознанием человека.
Жуковский воссоздал мир, воспринимаемый как таинство, мир, полный движения. Эта философская идея судьбы человека и судьбы мира становится центральной в творчестве Жуковского.