Романтические мотивы в лирике В. А. Жуковского

В. А. Жуковский – первый русский поэт-романтик, человек, сыгравший выдающуюся роль в формировании романтического направления в русской литературе.
В пору своего литературного ученичества Жуковский испытал большое влияние Карамзина, был поклонником западноевропейской сентиментальной и предромантической поэзии Юнга и Грея. Лирический герой стихотворения Жуковского “Майское утро” (1797) заключает, что жизнь есть “бездна слез и страданий”, а счастье ждет человека в могиле. Подобными настроениями отмечены и ранние прозаические

опыты Жуковского: “Мысли при гробнице” (1797), “Мысли на кладбище” (1800). В то же время поэт находился под сильным воздействием великих немецких поэтов Гете и Шиллера. Рано проявилась и другая отличительная черта творчества поэта – культ душевной чистоты, мягкосердечия, человеколюбия и смирения.
В1802 году Жуковский перевел элегию английского поэта-сентименталиста Томаса Грея “Элегия, написанная на сельском кладбище”. Элегия начинается традиционным для “чувствительных” стихов пейзажем: туманный сумрак, cocны и вязы, дикая сова, притаившаяся под сводом древней башни. Вступление готовит читателя
к восприятию размышлений героя. Он думает о равенстве всех перед смертью, о скромной жизни и неприметном, но полезном труде покойных “праотцов села”, созерцает закат, а затем уходит в дубраву лить слезы. Скоро, узнаем мы, и он нашел в могиле “приют от всех земных тревог”.
Так в русскую поэзию пришел новый тип лирического героя – меланхолически задумчивого, сосредоточенного на своем внутреннем мире, обращенного к мыслям о вечном.
В стихотворении “Вечер” размышления героя обрамлены развернутым описанием природы. Пейзаж рождает в душе лирического героя тот или иной эмоциональный отклик, передает оттенки его настроения:
Как слит с прохладою растений фимиам!
Как сладко в тишине у брега струй плесканы!
Как тихо веянье зефира по водам
И гибкой ивы трепетанье!
Описания природы говорят о внутреннем мире героя. В элегии “Вечер”, например, уже сама вечерняя, закатная обстановка содержит в себе символику печали.
Созерцание природы рождает в душе поэта грустные мысли, звучат мотивы рано увядшей юности, безвременно охладевшей души:
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты,
С твоим блаженством и страданьем!
Тихой грустью овеяны и воспоминания героя. Он думает о “священном круге” друзей, которых объединяли и “вакховы пиры”, и “песни пламенны”. Теперь все изменилось: одни идут “своей тропою”, других уже нет. Но поэт надеется, что память “о радостях души” coxpaнится в сердцах живых.
Начиная с 1808 года в стихотворениях Жуковского преобладает не сентиментальное, а романтическое начало. В любовной лирике поэта отчетливо звучит романтическая идея “двоемирия”, концепция “лучшего мира”, возникают мотивы несбыточной мечты, трагической любви, несовершенства земной жизни (“Мой друг, хранитель-ангел мой…”, “К Нине”, “Путешественник”, “К ней”, “Желание”, “Певец”, “Пловец”, “Мечты”).
Любовь в творчестве Жуковского – высшее из земных чувств. Счастье недостижимо в реальной жизни: “О милый друг, нам рок велел разлуку…”, однако любовь всесильна, “ни времени, ни месту не подвластна”, поскольку в “лучшем мире”, вне пределов несовершенного земного бытия гармония неизбежно будет обретена: “Есть лучший мир; там мы любить свободны” (“Песня”).
В 1812 году Жуковский, находясь в ставке Кутузова, пишет стихотворение “Певец во стане русских воинов”, соединившее в себе черты оды, элегии и гимна. По свидетельству современников, “Певец во стане русских воинов” “сделал эпоху в русской словесности и в сердцах русских воинов”.
Тема “Певца…” – прославление ратного подвига русских воинов – как героев Отечественной войны 1812 года, так и героев прошлого (Святослава, Дмитрия Донского, Петра I, Суворова). Певец запевает свою песню вечером нa поле брани, в ночной тиши, при свете лупы. На фоне этого романтического пейзажа он уносится мыслями в героическое прошлое Отчизны, вспоминает предков в назидание потомкам: “Да в чадах к родине любовь зажгут отцов могилы”. Над его головой, в высоте, мчатся “воздушными полками” тени вызванных из небытия героев.
Такие черты этого стихотворения, как романтизация прошлого, стремление найти в героической старине образец для ныне живущего поколения, соединение героического и лирического начал, позднее получат развитие в творчестве других русских поэтов (“Мазепа” Пушкина, “Песня о купце Калашникове…” и “Бородино” Лермонтова).
Творчество Жуковского многое предопределило в последующей русской поэзии, в русской жизни в целом. Именно в его творчестве поэта и переводчика произошло соединение русской литературы с мировым художественным развитием, с его имени начинается “золотой век” русской культуры.



spacer
Романтические мотивы в лирике В. А. Жуковского