“Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца…” (В. Г. Белинский) (по лирике В. А. Жуковского)

Жуковский нередко обращается в своих произведениях к природе, чаще грустной, чем радостной, но всегда прекрасной. Поэт боготворит природу и считает, что нет таких слов, которыми можно было бы выразить все ее величие и красоту. В стихотворении “Невыразимое” он писал:
Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Находясь наедине с природой, поэт находит в ней внимающего ему собеседника.

Наиболее полно и глубоко эти художественные искания отразились в его элегии “Вечер”. Стихотворение передает мироощущение человека новой эпохи, для которого “почестей исканье”, жажда славы, успех в свете и у женщин – всего лишь преходящие блага, а истинное предназначение человека в мире выше и значительнее:
Мне рок судил: брести неведомой стезей,
Быть другом верных сел, любить красы природы,
Дышать под сумраком дубравной тишиной
И, взор склонив на пены воды,
Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.
Жуковский, описывая природу, стремится не только ее одушевить, но и найти в ней созвучное
своей душе, передать личное восприятие и психологическое состояние описываемого предмета:
Как солнца за горой пленительный закат, –
Когда поля в тени, а рощи отдалены
И в зеркале воды колеблющийся град
Багряным блеском озарены.
Жуковский ищет в словах двойной смысл, его не интересует конкретика, он ищет гармонии не только в описываемых предметах, но и в своей душе. От созерцания гармонии в природе поэт непринужденно переходит к грусти и задумчивости, вызванным воспоминаниями об ушедших друзьях. Туманный вечер “на лоне дремлющей природы” рождает мысли о скоротечности человеческой жизни и неизбежности смерти. Вечер природы обернулся “вечером” души, а картина природы преобразилась в “пейзаж души”, поэтому название стихотворения символично.
Жуковский уверен, что природа – великий творец, “сочиняющий” свои картины по законам прекрасной гармонии. Человек не хочет и не может удовлетворяться простым созерцанием. В нем тоже живет творческий огонь, и он жаждет творить подобное природе “с небрежною и легкою свободой”. Свою цель, как поэта, Жуковский видел в том, чтобы придать “земному” языку такое же величие, какое свойственно природе.
Всем известно, что Жуковский написал множество баллад (“Людмила”, “Светлана”, “Эолова арфа” и т. д.). По словам Белинского, “в балладе поэт берет какое-либо фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде. Но в не главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает…”. “Светлана” – одна из лучших баллад Жуковского. В сцену гадания здесь поэт вводит такие слова, как “плат”, “злат и нов венец”, “вечерок”. Белинский назвал это стихотворение самым романтическим. Действительно, метель, туманный круг луны, одинокий храм, черный гроб – все это создает романтический колорит сна Светланы.
За реальными предметами и явлениями у романтиков скрывается еще что-то невысказанное, недоговоренное. Рассмотрим с этой точки зрения элегию Жуковского “Море”. Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины исполнены мастерски. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и “облака золотые”, и блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны. Не сразу оно успокаивается и после нее. Элегия передает и безмолвие моря, и движение волн. Дважды повторенный в начале стихотворения рефрен “безмолвное море, лазурное море” помогает созданию образа прекрасного, спокойного моря. В описании бури поэт умело использует аллитерацию:
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
При чтении создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн, слышатся их мерные удары о берег.
Но, как ни прекрасно само по себе море, не только оно занимает воображение поэта. Не трудно заметить, что Жуковский хочет сказать еще о чем-то сокровенном, дорогом ему. Море представляется ему живым, тонко чувствующим и мыслящим существом, которое таит в себе “глубокую тайну”. Отсюда – метафоры, сравнения, олицетворения: “море дышит”, оно наполнено “смятенной любовью, тревожной душой”. Поэт обращается к морю с вопросом, словно к человеку:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Ответ на этот вопрос поэт дает как предположение. В разгадке “тайны” моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется “из земной неволи” к “далекому, светлому” небу, любуется им и “дрожит за него”.
Таким образом, мы видим, что в своих стихах Жуковский передавал свои чувства и переживания через образ романтической природы, “дышащей жизнью души и сердца”, по словам Белинского. У поэта природа одухотворена и за каждым ее штрихом скрывается частица души автора.



spacer
“Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца…” (В. Г. Белинский) (по лирике В. А. Жуковского)