Природа и человек в творчестве А. А. Фета

К образам природы А. А. Фет обращался многократно па протяжении своего творческого пути. Описывая природу, поэт передает самые тонкие, почти неуловимые оттенки эмоциональных состояний лирического героя. В этих стихах “жизнь души” обретает полноту и смысл в соприкосновении с природой, а природа обретает свое подлинное бытие в соприкосновении с живой душой, преломившись через “магический кристалл” человеческого восприятия.
Знаменитое стихотворение “Я пришел к тебе с приветом…” – страстный, произнесенный на одном

дыхании монолог – позволяет не только увидеть все оттенки летнего утреннего пейзажа, по и составить представление о душевных свойствах рассказчика – о богатстве ого эмоциональной жизни, живости восприятие, способности увидеть и выразить красоту мира.
В другом известном стихотворении “Шепот, робкое дыханье…” состояние человека развивается параллельно состоянию природы:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…
В стихотворении нет НИ одного глагола, и все-таки оно наполнено движением. Отрывочные образы (жизнь сердца, жизнь природы) складываются, как
стеклышки мозаики, в единую картину:
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
Фет не описывает целостную картину, а даст несколько точных мазков, с тем чтобы “смешение красок” в единый “тон” произошло в воображении читателя.
Многие произведения Фета посвящены теме весны (“Уж верба вся пушистая…”, “Еще весна, – как будто неземной…”, “Что за вечер! А ручей…”, “Еще весны душистой нега…” и другие). В них, как и всегда у поэта, образы природы сопоставлены с переживаниями, психологическим настроем человека. Весна вызывает душевный подъем, состояние восторженности, влюбленности в жизнь, поэтому лирический герой стремится “остановить мгновенье”, выразить невыразимое, поделиться с миром своими “живыми снами”:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…
В монологе рассказчика нет ни одного глагола – излюбленный прием Фета, но здесь также нет ни одного определяющего слова, кроме местоименного прилагательного “это” (“эти”, “этот”), повторенного восемнадцать раз! Отказываясь от эпитетов, автор словно признается в бессилии слов.
Лирический сюжет этого короткого стихотворения основан на движении глаз рассказчика от небесного свода – к земле, от природы – к жилищу человека. Сначала мы видим синеву неба и птичьи стаи, затем звучащую и цветущую весеннюю землю – ивы и березы, покрытые нежной листвой (“Этот пух – не лист…”), горы и долы. Наконец, звучат слова о человеке (“…вздох ночной селенья”). В последних строках взгляд лирического героя обращен внутрь себя, в свои ощущения (“мгла и жар постели”, “ночь без сна”).
Для человека весна связана с мечтой о любви. В эту пору в нем пробуждаются творческие силы, позволяющие “парить” над природой, сознавать и ощущать единство всего сущего:
Эти зори без затменья.
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.
В поэтическом мире Фета важны не только зрительные образы, но и слуховые, и обонятельные, и осязательные. В стихотворении “Это утро, радость эта…” рассказчик слышит “говор вод”, крик и заливистое пение птиц (“дробь” и “трели”, “зык” и “свист”), жужжание пчел и мошкары. Особое внимание к “музыке мира” можно обнаружить в большинстве произведений поэта. Фет вообще один из самых “музыкальных” русских поэтов. Поэт насыщает свои произведения гармоничными звуками, мелодичными интонациями. Автор искусно использует звукоподражание – так, множество свистящих и шипящих звуков в последних строках второй строфы (“Эти мошки, эти пчелы, / Этот зык и свист…”) позволяет не только представить, но и в какой-то мере “услышать” живую музыку лугов, а предпоследняя строка стихотворения (“Эта дробь и эти трели…”), благодаря скоплению звуков “др”, “тр” как бы воспроизводит звучание птичьих стай.
Фетовский лирический герой не желает знать страданий и скорби, думать о смерти, видеть социальное зло. Он живет в своем гармоничном и светлом мире, созданном из волнующих своей красотой и бесконечно разнообразных картин природы, утонченных переживаний и эстетических потрясений.



spacer
Природа и человек в творчестве А. А. Фета