В истории русского искусства есть два особо ценных периода, давших миру множество художественных шедевров, открытий во всех областях интеллектуальной и культурной жизни. Первая из этих эпох носит название Золотого века и датируется началом 19 века, вторая эпоха называется веком Серебряным (конец 19 — начало 20 века).
Предреволюционные годы в России знаменуются предчувствием приближающихся глобальных перемен, атмосферой нестабильности и хаоса. Такая обстановка самым благотворным образом, однако, повлияла на развитие науки и культуры. В этот период была сделана масса колоссальных открытий, повлиявших на ход мировой истории.
В литературе также назревала жажда нового, было очевидно стремление молодых художников сказать свое слово, творить по новым законам, войти в историю мировой культуры. Думается, литератором той поры, а особенно поэтам, удалось это сделать с лихвой — во многом они стали причиной того, что искусство начала 20 века в России называют Серебряным веком искусства.
Поэзия Серебряного века характеризовалась большим количеством литературных течений, каждое из которых имела своих идеологов, свою программу, свои творческие принципы и последователей. Наиболее крупными среди них являются символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм можно назвать, на мой взгляд, одним из самых ранних течений Серебряного века. Он основывался на религиозной философии Вл. Соловьева, а его творческие принципы были разработаны поэтом Д. Мережковским. Среди сторонников этого направления были такие выдающиеся поэты, как А. Блок, В. Брюсов, Вяч. Иванов, З. Гиппиус и др.
Символисты стремились познать мир, истину и красоту через символ. Последователи этого течения акцентировали внимание на духовных мирах, мистических ощущениях, невидимых на первый взгляд связях человека, определяющих его Душу, Бытие, окружающий мир. Во многом — это идеи, заимствованные у романтиков прошлого (Жуковский, Баратынский, Гете, Навалис).
Такое содержание требовало соответствующего выражения. Язык художественных произведений символизма изобиловал метафорами, иносказаниями, аллюзиями, цитатами.
Одним из крупнейших поэтов-символистов Серебряного века является Константин Бальмонт («Под северным небом», «В безбрежности», «Горящие здания», «»Будем как Солнце»). Для его лирики, особенно ранней, характерны мотивы любви, красоты, соединяющиеся с меланхолической скорбью и ожиданием смерти.
Лирический герой Бальмонта тонко чувствует дисгармоничность бытия человека, его невозможность слиться с миром и томление своим земным существованием: «Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далеким, всем безбрежным».
В художественном плане лирике Бальмонта присущи все характерные черты символизма — глубокий психологизм, импрессионистические черты, опора на импровизацию как художественное выражение интуиции, музыкальность:
Людей родных мне далеко страданье,
Чужда мне вся земля с борьбой совей,
Я — облачко, я — ветерка дыханье.
Совершенно другую художественную задачу ставили перед собой акмеисты (Н. Гумилев, ранняя А. Ахматова, Г. Иванов, О. Мандельштам и др.). В своих произведениях они совершенно сознательно описывали лишь обыденные чувства и дела, так как считали, что это и есть суть жизни. Именно об этом — слова ранней Анны Ахматовой:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Язык своих произведений акмеисты так же старательно «упрощали», делали максимально точным, лаконичным, содержательным:
Мне холодно. Прозрачная весна
В зеленый пух Петрополь одевает,
Но, как медуза, невская волна
Мне отвращенье легкое внушает.
(О. Мандельштам)
Одним из самых ярких и новаторских во всех отношениях течением можно считать, на мой взгляд, футуризм. Уже его название говорит об амбициях, смелости и стремлению к эпатажу: футуризм — искусство будущего. Именно футуристы наиболее радикально отвергали все культурные завоевания прошлого. Они провозглашали, что создадут совершенно новое искусство, не опираясь на достижения признанных авторитетов. В числе основоположников футуризма в России можно назвать В. Хлебникова, Д. и Н. Бурлюков, И. Северянина и, конечно же, В. Маяковского.
Приверженцы этого направления стремились даже звучание слова освободить от «груза прошлого». Отсюда — их очень смелые эксперименты в области языка. Так, Д. Бурлюк в некоторых своих стихах отказался от предлогов, а В. Хлебников и вовсе доводил свои эксперименты до крайности — сосредоточась на языке, он делал свои стихотворения крайне сложными для понимания:
Бобэоби пелись губы.
Вээоми пелись взоры.
Пиэзо пелись брови.
Лиэээй — пелся облик.
Одним из самых талантливых поэтов, принадлежащих к футуризму, был, несомненно, В. Маяковский. Его творческие открытия в поэтической области (оригинальные средства художественной выразительности, своеобразное синтаксическое и ритмическое оформление фразы, лексические средства, синтезирующие литературный язык с просторечными и грубыми словами, обилие неологизмов, мощные интонации) сделали этого поэта одним из всемирно признанных мастеров слова:
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну
плюну в лицо вам
Я — бесценных слов транжир и мот.
Таким образом, Серебряный век — один из плодотворнейших периодов в русской поэзии. Это время дало миру множество художественных открытий, как в плане содержания, так и в плане формы. Кроме того, Серебряный век обогатил мировую культуру десятками поэтических имен, составляющих гордость русской и всемирной литературы.