Мотив солнца в лирике поэтов Серебряного века

Мотив солнца в творчестве поэтов Серебряного века занимает значительное место. Образ природной стихии олицетворяет в поэтическом наследии представителей литературы модернизма особенный творческий порыв. Поэзия Серебряного века стала для меня настоящим открытием, когда мы изучали данную тему на занятиях по литературе. Ее можно изучать и постигать всю жизнь и каждый раз открывать для себя что-то новое, неизведанное.
Поэт-футурист Василий Васильевич Каменский писал:
Солнцедень в солнцедень.
Ярцедень в ярцедень.
Раздувайте

паруса.
Голубейте молодые удалые голоса.
Тема солнца в творчестве Василия Каменского не является новой. Сам образ достаточно распространен, и на рубеже 19 и 20 вв. он становится особенно востребованным. Свои солярные «мифы» создавали поэты — символисты Константин Бальмонт, Андрей Белый, Александр Блок, Вячеслав Иванов.
Так, Константин Бальмонт в своем стихотворении «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце» (1902), открывающем его знаменитую книгу «Будем как солнце», воспевает поэта-мечтателя, поклонника солнца:
Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить,
что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Данное стихотворение написано на тему поэтического творчества. Говоря о молодости и беззаботности, К. Бальмонт провозглашает культ природной стихии, отождествляя поэта-творца с энергией солнца. У стихотворения радостное, веселое настроение. Оно заставляет задуматься о жизни. Главным образом стихотворения является солнце, на которое хочет быть похож сам автор, в то же время призывая к этому своего читателя. В этом стихотворении поэт неоднократно использует эпитет «золотой»:
Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
По мнению Бальмонта, каждый должен стремиться быть подобным солнечной стихии в ее яркости, силе и огромному стремительному потоку жизненной энергии. Также используется метафора «ласкать огневые цветы». По моему мнению, Бальмонт здесь имел в виду то, что человек обязан беречь и лелеять то великое благо, которое ему дается солнцем.
В одной из строк поэт использует достаточно необычный, с моей точки зрения, эпитет:
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Здесь, говоря о внезапности человеческой мечты, поэт, возможно, имел в виду прелесть и очарование спонтанности.
По моему мнению, автор призывает нас оставаться всегда молодыми, жизнерадостными, веселыми, ценить то, что есть у нас на данный момент, не задумываться о будущем, жизнь сама приведет нас к чему-нибудь. Наверное, всегда молодыми оставаться невозможно, так как все мы люди, и мы склонны угасать, стареть, но можно хотя бы оставаться оптимистом по жизни и не грустить, а улыбаться и дарить радость окружающим. Мне кажется, что по течению жизни плыть нельзя, так как ты не знаешь, куда оно тебя приведет — к хорошему или плохому, а может, и вообще никуда не приведет. Я думаю, что нужно самому устраивать свою жизнь, потому что как построишь жизнь, такой она и будет.
Я считаю, что стихотворение К. Бальмонта «Будем как Солнце!» интересное, красивое, где-то легкое, заставляющее задуматься обо всем этом, в частности, о жизни. Стихотворение К. Бальмонта «Будем как Солнце!» должны прочитать многие люди, чтобы серьезно задуматься.
В стихотворении «Будем как солнце!» поэт зовет не идти по проложенному пути, а находить свой, быть творцом своей жизни и источником света в этом мире: «Будем как солнце! Забудем о том / Кто нас ведет по пути золотому». Здесь поэт воспевает вечную юность и внутренний свет сердец: «Будем как солнце, оно молодое\ В этом завет красоты». По его убеждению, молодость сердца, молодость души — это важнейшие качества, без которых творчество немыслимо.
Темой стихотворения К. Бальмонта «Я в мир пришел, чтоб видеть солнце!» снова становится мотив поэтического вдохновения. Оптимистичное и радостное настроение вначале, об этом нам говорят следующие строчки:
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!
В конце есть нотка грусти, когда мы читаем строчку: «А если день погас». Главным образом стихотворения является лирический герой, который пришел в этот мир, чтобы увидеть множество прекрасных вещей. В этом стихотворении поэт использует эпитет: «…И пышный цвет долин». Здесь мы видим богатый и грандиозный мир природы, наполненный необыкновенными богатыми красками, готовый наполнить ими душу и сердце человека.
Также поэт использует в этом стихотворении своеобразную метафору: «Мою мечту страданья пробудили». Здесь мы видим сильного человека, который через страдания сумел прийти к своей мечте, обрести смысл жизни.
По моему мнению, герой стихотворения самолюбив, он силен в моральном плане, так как, несмотря на трудности и невзгоды, он продолжает петь и радоваться жизни. Возможно, автор ставит себя в пример, как идеал, у которого есть цели и задачи. Он показывает моральную, сильную сторону героя.
Я считаю, что стихотворение К. Бальмонта «Я в это мир пришел, чтоб видеть Солнце» интересное и оптимистичное. Наверное, его стоит прочитать всем.
Текст Бальмонта «Я — изысканность русской пленительной речи» стал источником вдохновения для написания стихотворения В. В. Каменского «Я» (1914):
Излучистая
Лучистая
Чистая
Истая
Стая
Тая
Я
Графически это произведение выполнено в форме солнечного луча. Если прочитать его вслух, то становится заметным аллитерация на звуки {ч}, {с}, ассонанс на {и}, {у}, {а}. Это придает стихотворению звучание журчания ручейка.
Для поэзии модернизма в целом характерна активная самопрезентация, что видно и на примере названных стихотворений. Но в данном случае важно, что поэт не мыслит себя вне природы. У Бальмонта: «Я — играющий гром…», «Я — прозрачный ручей…». У Каменского — тоже параллель со стихией света, но уже «излучистых» солнечных лучей. Эти стихотворения построены на яркой звукописи.
Звуковое ощущение солнечных брызг в стихотворениях Каменского и Бальмонта сопоставимо со звукописью произведений Андрея Белого. Как известно, А. Белый развивал солярный «миф» в своей поэзии, являясь в этом смысле продолжателем традиции Бальмонта. А. Белый подчеркнуто символично назвал свою первую книгу «Золото в лазури», ориентируясь на Бальмонта, и посвятил ему стихотворение «Поэт» (1903): «Ты — «для всех и ничей»…/ Там, борясь с упадающим мраком, / Твоих песен ручей / Чуть сверкает серебряным знаком».
Стихийный процесс творчества у некоторых символистов ассоциируется с солнечной стихией, и Каменский реализует в своих экспериментальных образах именно такое понимание творчества, потому создает новые словесные образы, порожденные солярным «мифом»: «Все мы стали песней. Знамя: / Утровые СОЛНЦАЧИ». Неологизм «солнцачи» подчеркивает родственную связь поэта с солнцем.
Таким образом, мотив солнца в лирике поэтов Серебряного века играет большую роль. Он раскрывает тему поэтического творчества по-новому. Поэт отождествляет себя с лицом природной стихии, которая стремительно распространяет свет и тепло. Я поняла, что мотив солнца очень активно использовался в творчестве поэтов Серебряного века, в особенности у символистов и футуристов. Чтобы донести свою уникальную творческую мысль до читателя, поэты используют интересные средства художественной выразительности: вводят в поэтический текст авторские неологизмы, используют красочные эпитеты, метафоры и олицетворения. В некоторых случаях особое внимание уделяется графическому и фонетическому оформлению произведения.



spacer
Мотив солнца в лирике поэтов Серебряного века