На дворе XXI век. В литературе появляются новые имена, которые, несомненно, заслуживают внимания и уважения. Но не стоит забывать, что в русской литературе XIX века есть творчество писателей, остающихся до сих пор неразгаданной загадкой, некой тайной.
На мой взгляд, без понимания классической русской литературы нельзя понять современных писателей, поскольку в своем творчестве они опираются на предыдущее поколение, используют их опыт. К числу таких писателей, которые для меня загадочены и интересены, относится и Федор Тютчев. Мою мысль подтверждают слова И. С. Тургенева: «Каждое его стихотворение начиналось мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего, мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно».
Поэзия Тютчева требует глубокого понимания и осмысления проблем, поставленных поэтом. На первый взгляд может показаться, что Тютчев писал о простых вещах, не требующих глубокого осмысления. На самом же деле, его стихи следует читать с карандашом в руке. Например, стихотворение «Silentium» («Молчание», 1830). Многими читателями слова Тютчева «мысль изреченная есть ложь» понимаются как то, что поэт отрывает мысль от слова, высказывает неверие в способность слова выразить то, о чем думает человек. Однако Тютчев хотел сказать этими словами, что мысль изреченная есть ложь, во всяком случае — часто ложь, потому что найденное и взятое слово не всегда выражает то, что поэту хотелось бы сообщить своим читателям.
Тютчев в своем творчестве стремился к предельной конкретности описаний, к выделению едва ли не самых неповторимых, изначально существенных признаков тех или иных явлений. Это стихотворение отражает «трагизм времени», обреченность человека на «внутреннее одиночество». Идея «Silentium» ассоциируется с жалобами поэта на невозможность выразить свое состояние словами. Этот вопрос всегда волновал поэта, ибо слова по сути своей несовершенны. Чтобы убедиться в этом, необходимо процитировать:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Тютчев акцентирует внимание на богатстве духовного мира человека. Он отстаивает неповторимость этого мира. Поэт желает сказать человеку: «Ты особый, уникальный». Отсюда и — «другому, как понять тебя?». В связи с этим, если ты человек особый и неповторимый, то и богатство своего внутреннего мира нельзя адекватно выразить словами. «Язык души, — утверждает И. П. Щеблыкин, — богаче словесного языка, и даже — звукового». Вот почему: «Мысль изреченная есть ложь». Основной смысл стихотворения, на мой взгляд, это то, что каждый поэт, писатель должен быть уважителен к своему слову, к своим думам, размышлениям. Он должен быть скромным, немногословным, тогда сможет сохранить богатство своей души.
Стихотворение Тютчева «Наш век» (1851) также требует небольшого толкования:
Не плоть, а дух растлился в наши дни
И человек отчаянно тоскует…
Здесь речь идет о человеческом дуже, о нравственности личности. И. П. Щеблыкин утверждает, что «самое страшное, по Тютчеву, что может произойти в процессе «растления» человеческого духа — это безверие. Человек оттого и тоскует, что теряет или уже потерял веру в Бога». С этими словами нельзя не согласиться. Действительно, безверие порождает рассудочность, которая, в свою очередь, порождает гордыню, мешает человеку понять свои истинные отношения с Богом. В этом и заключается главная причина внутреннего разложения человека:
Нет веры к вымыслам чудесным,
Рассудок все опустошил…
Таким образом, мы убедились, что лирика Тютчева философична, что ее образные характеристики обладают большой емкостью, что может привести к неправильному истолкованию тех или иных суждений. Почти в каждой тютчевской фразе заключено несколько смыслов. Поэтому необходимо с большим вниманием анализировать его стихотворения, и только тогда мы сможем понять назначение Тютчева как поэта-мыслителя.