Поэтическое слово И. Бунина

Поэзия Ивана Алексеевича Бунина, одного из наиболее выдающихся мастеров литературы XX века, является примером движения русской лирики к освоению новых художественных стилей. Для творчества Ивана Бунина характерно то, что он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Детство и юность Бунина прошли на природе, что сказалось на формировании в будущем поэте и прозаике творческих качеств. Первой публикацией Бунина было стихотворение «Над могилой Надсона», которое проникнуто сочувствием к поэту-демократу. Юношеское творчество Ивана Алексеевича воплотилось в книге стихов, вышедшей в 1897 году в Орле. Хотя в этом сборнике еще проявляется неопытность 20-летнего поэта, однако уже видно, как чутко он раскрыл тему русской природы.
Отчего ты печально, вечернее небо?
Оттого ли, что жаль мне земли,
Что туманно синеет безбрежное море
И скрывается солнце вдали?
В сборниках И. А. Бунина «Под открытым небом», «Полевые цветы», «Листопад» виден постепенный переход поэта к зрелому творчеству. Необычайно чуткий к красоте природы, Бунин умел видеть детали русского пейзажа, искал целостного ощущения гармонии земли:
Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья…
Вся молодость моя — скитанья
Да радость одиноких дум.
Печальное душевное настроение лирического героя придает образам природы в стихотворениях ощущение неуютности, опустошенности: «молодой озябший чернозем», «нагая степь пустыней веет».
Примерно с середины 90-х годов XIX века в творчестве Бунина нарастает «звездная тема». Для поэта звезды — это воплощение «предвечной красоты и правды неземной», они противопоставляются «заблудшей земле».
Одно только звездное небо,
Один небосвод недвижим,
Спокойный и благостный, чуждый
Всему, что так мрачно под ним.
Поэт сумел связать воедино образ природы и родины. И в отдельных стихотворениях он резко и мужественно говорит о родной стране — нищей, голодной, но любимой. Если на рубеже XIX и XX веков для бунин-ской поэзии наиболее характерна пейзажная лирика, то после первой русской революции Бунин все больше обращается к лирике философской: «Я человек: как Бог, я обречен познать тоску всех стран и всех времен» («Собака», 1909).
Жизнь для Бунина — путешествие в воспоминаниях. Он стремится прочесть и разгадать сокровенные законы нации, которые, по его мнению, вечны. Легенды, предания, притчи, частушки — народная мудрость — заполняют страницы рассказов и повестей, становятся стихами. Земная жизнь, существование природы и человека воспринимаются поэтом как часть действия, разворачивающегося на просторах Вселенной:
И меркнет тень, и двинулась луна,
В свой бледный свет, как в дым, погружена,
И кажется, вот-вот и я пойму
Незримое — идущее в дыму
От тех земель, от тех предвечных стран,
Где гробовой чернеет океан.
Привлекает внимание и любовная лирика И. А. Бунина. В ней автор избегает нарочито красивых фраз:
Я к ней вошел в полночный час.
Она спала, — луна сияла
В ее окно, — и одеяла
Светился спущенный атлас.
Она лежала на спине,
Нагие раздвоивши груди, —
И тихо, как вода в сосуде,
Стояла жизнь ее во сне.
Интимная лирика И. А. Бунина трагедийна, е ней звучит протест против несовершенства мира. Поэзия Ивана Алексеевича является прекрасной энциклопедией русской природы, интимной и философской жизни. В новых условиях XX столетия он не только продолжает темы «золотого века» русской поэзии (Фет, Тютчев), но и активно развивает их. Именно поэтому, я думаю, поэзия И. А. Бунина будет жить до тех пор, пока жива Россия с красотой ее природы.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Поэтическое слово И. Бунина