Роман Гончарова «Обломов» вывел на сцену классической литературы замечательный образ ленивого барина, в котором выразились все типичные черты русского национального характера. Обломов остается в памяти как совершенно апатичный человек, который решает вечный гамлетовский вопрос — «быть или не быть» — не иначе как: «Только не теперь». Но талант Гончарова как мастера художественного образа, как раз в том и состоит, что герои его не статичны, и также сложны и неоднозначны, как сама жизнь. Таков и Обломов.
В романе Гончарова есть эпизод, который свидетельствует не только о богатой внутренней жизни русского ленивца, но и о его недюжинных способностях — это письмо Ильи Ильича к Ольге Ильинской. В нем он просит Ольгу расстаться, потому что считает ее любовь к себе только ошибкой, временным заблуждением. Герой приводит вполне разумные, хотя, на взгляд постороннего, несколько поспешные, доводы в пользу расставания.
Письмо представляет некую кульминацию характера героя, а по композиции является вставным эпизодом. В тот момент Обломов находился на распутье — либо возврат к старому, либо предложенная новая жизнь, в которую непременно войдет любовь и деятельность. Правда, все это должно было происходить под «чутким надзором» Ильинской и Штольца.
Но появление такого письма свидетельствует, что у Обломова существует еще одна возможность идти вперед — полагаться только на себя, не ломать свой внутренний мир, но и не погрязать в старых привычках, которые ведут только к смерти души. Посмотрите, как пишет письмо герой: «Он сел к столу и начал писать быстро, с жаром, с лихорадочной поспешностью…» И на самом деле, как страстен его порыв, сколько силы в его словах! Разве таков был Обломов в начале романа? Теперь он пишет не так, «как в начале мая писал к домовому хозяину». Он переменился.
Принято считать, что изменила Илью Ильича Ольга, что это она вдохнула в него жизнь. Но мне кажется, что Ольга только показала Обломову дорогу, а идти или не идти по ней, он решил сам. Ошибка героя состояла лишь в том, что он решил, что не достоин любви («Посмотрите на меня, вдумайтесь в мое существование: можно ли вам любить меня?.. «Нет, нет, нет!» — твердо отвечаю я»). Скорее всего, Ольга действительно не испытывала к герою искренних чувств, а любила только то, что сама себе придумала — «будущего», не существующего в настоящем Обломова. Но то, что Илья Ильич был достоин любви, несомненно.
Свое письмо герой пишет как настоящий поэт, он очень образно выражается и использует множество художественно-изобразительных средств. Например, развернутые метафоры. На одной из них построен весь образ любви. Это чувство для Обломова — пропасть, об этом герой сам неоднократно говорит: «Я только сегодня, в эту ночь, понял, как быстро скользят мои ноги: вчера удалось мне заглянуть поглубже в пропасть, куда я падаю, и я решился остановиться»; «…когда я буду лежать на дне этой пропасти» и т. д.
Он говорит о любви и как о растении, семена которого не должны прорасти: «Вся эта драпировка скрывает обыкновенно умысел глубже пустить корни на почве чувства, а я хочу истребить и в вас и в себе семена его».
Свои чувства Илья Ильич сравнивает с антоновым огнем (народное название гангрены) и бурями. А в самом начале послания герой и олицетворяет свою любовь: «Пока между нами любовь появилась в виде легкого, улыбающегося видения, пока оно звучало в Casta diva, носилась в запахе сиреневой ветки… я не доверял ей, принимая ее за игру воображения и шепот самолюбия».
В послании Ильи Ильича метафорические сравнения нередки. Так, он называет Ольгу ангелом: «Вы все будете, как чистый ангел, летать высоко». Она для него и птица: «Улетайте скорей, как испуганная птичка улетает с ветки, где села ошибкой».
Такое красочное восприятие, такую страсть никто и никогда не ожидал от Ильи Ильича. Вообще, язык послания очень образен («намерения разлетятся в прах»), что свидетельствует о поэтической душе героя. Эта грань его характера раскрылась под действием любви, хотя Обломов и считает это чувство чем-то губительным для себя. Герой не выдерживает испытание любовью, он пасует перед ней. Неслучайно впоследствии Ольга упрекает его за эгоизм и бессердечность.
Это произошло потому, что, действительно, доводы Обломова достаточно шатки для него самого: «Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить… Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль» — вот, что следовало бы мне сказать вам».
Именно поэтому в письме много восклицаний («И вот я предостерегаю вас: вы в заблуждении, оглянитесь!»), риторических вопросов («Как оторваться тогда? Переживешь ли эту боль?»). Все это говорит о большом волнении героя. Хотя это самое волнение не приводит его к пафосному слогу. Вот как он сам говорит об этом: «Другой бы добавил: пишу и обливаюсь слезами, но я не рисуюсь перед вами, не драпируюсь в свою печаль».
Также в тексте много скобок. Этот прием призван еще больше указать на волнение героя, а также на быстроту вдохновения.
Гончаров неслучайно вставил этот эпизод в канву произведения. Во-первых, любовь и послание к Ольге Ильинской глубже раскрывают характер героя. Обломов представлен неплохим знатоком человеческой натуры, ведь он верно угадал в Ольге ненастоящее чувство, а также обладателем широкой души, так как способен отказаться от любви ради счастья другого.
Во-вторых, до этого письма Обломов обрисовывался в романе несколько сатирически, и вызывал если не смех, то, по крайней мере, улыбку. Но послание полностью переворачивает представление о нем. Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Эта противоречивость и становится главным показателем национальной принадлежности героя. Обломов — результат воздействия среды, а не аномалия общества. Он русский барин, который боится любить и быть любимым, но умеет быть щедрым на чувства. Эту противоречивость впоследствии нередко будут подчеркивать русские классики.