Раскрыть характер целого народа — такова художественная задача романа-эпопеи «Война и мир». Этот характер с одинаковой силой проявляется в мирной, повседневной жизни и в этапных исторических событиях, во время военных поражений и в моменты наивысшей славы. Толстой писал: «Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал, что выигранное сражение не только не есть причина завоевания, но даже и не постоянный признак завоевания; доказал, что сила, решающая участь народов, лежит не в завоеваниях, даже не в армиях и сражениях, а в чем-то другом».
Со времен оставления Смоленска начинается партизанская война, а весь ход кампании не подходит ни под какие прежние описания войн.
«Дубина народной войны» поднялась со всей мощью и силой, не спрашивая ничьих вкусов и правил. 24 августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова. Партизаны Денисова выслеживают французский обоз с большим грузом кавалеристских вещей и русских пленных и выбирают наиболее удобный момент для нападения. Пока Денисов ждет возвращения Долохова из разведки, приезжает офицер с пакетом от генерала. Денисов с удивлением узнает в офицере Петю Ростова. Это очень молоденький мальчик с широким румяным лицом и быстрыми, веселыми глазами.
Так мы по-настоящему знакомимся с Петей Ростовым, хотя видели его с первых страниц романа. Тогда это был толстый маленький мальчик, поспоривший с Наташей о том, что на именинном обеде она задаст свой отчаянно-веселый и совершенно непредусмотренный хорошим воспитанием вопрос о пирожном. Петя постоянно вертелся вокруг Николая и Денисова, когда те приезжали в отпуск, как всякий мальчишка, который восхищается старшим братом-военным. Затем Петя сам попросился на войну.
Взрослые люди, окружающие Петю, стараются уберечь его. Генерал, у которого он служил ординарцем, помнил его безумный поступок в Вяземском сражении. Петя, вместо того, чтобы ехать дорогой туда, куда он был послан, поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета. Поэтому генерал запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова. Но Петя не послушался генерала, как не послушался позже Денисова и даже Долохова. Какой же мальчишка в шестнадцать лет, считая себя взрослым, слушается благоразумных указаний старших!
Пете Ростову присущи черты его семьи: он добрый, открытый, чистый, готов раздать все свои вещи. Этот герой всем верит и все время старается быть достойным того геройского общества, в которое его привела судьба.
Попав в отряд Денисова, Петя, конечно, сразу же очаровывается им. Он тут же решает, что генерал, которого он раньше уважал, «дрянь и немец». В представлениях Пети Денисов — герой, и ему было бы стыдно уехать от него в трудную минуту.
У Пети Ростова есть четкие представления о том, что стыдно и что нужно, он страстно хочет жить правильно, как надо. В нем постоянно борются два типа поведения: детское и взрослое, героическое и негероическое.
Петя не готов к войне и ее жестокости, он не понимает их смысла. Со своими детскими представлениями этот герой пришел на войну, выстрелил два раза из пистолета и тут же накупил у маркитанта изюма и кремней, чтобы наточить саблю. Но при этом он выдержал поездку с Долоховым в лагерь французов.
Петя постоянно просит Денисова что-нибудь ему поручить, на что последний умоляет его лишь об одном: строго слушаться старших и не высовываться. Но юношеский максимализм не позволяет Пете оставаться в обозначенных рамках. Это и приводит его к гибели во время поездки с Долоховым.
Гибель Пети производит неизгладимое впечатление на Долохова, который не раз сталкивался со смертью и не единожды видел убитых.
В описании партизанской войны Толстой прибегает к «перекрестному описанию»: мы видим войну и глазами автора, и глазами героя.
Образ Пети Ростова есть выражение в романе темы партизанской войны, которая показывает, что народ — истинная сила истории. Следовательно, мысль народная тесно взаимосвязана с проблемой хода исторических событий. Петя Ростов раскрывает истинную цену человеческой жизни, человеческих взаимоотношений.
С 28 октября начинаются морозы, и бегство французов из России приобретает еще более трагический характер. Начальники бросают солдат, пытаются спасти свою жизнь. Хотя русские войска и окружили бегущую французскую армию, они не уничтожали ее. Цель войны для русских была не в захвате военачальников и уничтожении армии, которая и так большей частью погибла от холода и голода, но в том, чтобы прогнать вражеское нашествие с русской земли.
Л. Н. Толстой показал нравственные истоки совершенного в Отечественной войне 1812 года народного подвига. Писатель подчеркивает, что героями движет истинно «русское» национальное чувство единения и патриотизма, вера в правду и справедливость. Толстой показывает, что только истинное, соборное единение придает толпе историческую значимость. В этом состоит художественная правда в изображении партизанской войны в «Войне и мире».