“Мысль семейная” в эпизоде “Приезд Николая Ростова в отпуск” (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)

Семейная тема – одна из ключевых тем в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”. На мой взгляд, “мысль семейная”, наряду с “мыслью народной”, занимает главное место в этой гениальной эпопее. Важно, что именно в семье писатель видит “образец в миниатюре” тех отношений, которые, на его взгляд, должны существовать в обществе.
В своем романе Толстой прослеживает историю трех семей – Болконских, Курагиных и Ростовых. Мы видим, что Курагины для писателя – это “антисемья”. Члены этого “сообщества” связаны только

внешне, формально, фактически же они чужие друг другу люди.
А вот Болконские и Ростовы – настоящие семьи, где все любят друг друга, чувствуют и ценят свое родство. В семье Болконских более “суровые” отношения – можно сказать, что здесь преобладает мужское, рациональное начало. В семье Ростовых все по-другому: здесь живут чувствами, здесь царит атмосфера любви и взаимопонимания.
Мы видим, что Ростовым присущи открытость, естественность, доброжелательность, искренность – отличительные черты “ростовской породы”. Эпизод приезда Николая Ростова с военной службы в отпуск отчетливо раскрывает это.
/> Данный отрывок начинается с описания того, как Николенька Ростов и его друг Денисов едут к дому Ростовых. Толстой подробно описывает мысли и переживания Николая. Герой всей душой стремится поскорее приехать: “всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней”.
Николай хочет увидеть родных, по которым безумно соскучился, хочет вновь погрузиться в атмосферу заботы, любви, тепла: “Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики…”
Чтобы подчеркнуть взвинченное состояние Николеньки, Толстой описывает поведение его приятеля Денисова, спавшего всю дорогу спал и никак не реагировавшего на восторженно-нервного Ростова.
Но вот наконец приятели подъехали к дому. Для Ростова даже сам дом – это живое существо, один из его родственников: “Дом так же стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него”. Николай не может сдержать своего волнения и нетерпения – ему поскорее хочется встретиться с родными, представить им Денисова – “включить” друга в свою семью.
Герои входят в дом, где их встречает верный слуга Михайла. Ростов убеждается, что все благополучно, и немного успокаивается. Через несколько минут, встречая любимого Николая, к прибывшим выходит вся семья, кроме старой графини. Важно, что семья Ростовых в этом эпизоде представлена как единый организм (“еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери”). Тем самым Толстой подчеркивает неразрывность, дружественность и единство Ростовых.
Я думаю, то, как встретили Николеньку его родственники, – лучшая иллюстрация к понятию “ростовская порода”. Даже, казалось бы, “чужаку” Денисову достался Наташин поцелуй, ведь Денисов – друг Николеньки, а значит, и друг всей семьи.
Мы видим, что Ростовы не сдерживают своих чувств, открыто выражают радость и счастье от встречи с Николенькой – всех членов семьи просто переполняют чувства.
Кульминационным моментом эпизода является появление матери Ростова – старой графини: “Все оставили его, и он побежал к ней”. Мы понимаем, что мать – главнейший человек в жизни Николеньки, и все признают и принимают это.
Мать безумно любит своего младшего сына: “Когда они сошлись, она упала на его грудь, рыдая”. Графиня тоже не сдерживает своих чувств, не прячет слез и эмоций.
Когда “буря первой встречи” немного улеглась, все собрались вокруг старой графини, наслаждаясь обществом друг друга. Финальные строки эпизода – “Брат и сестра спорили… и дрались за то, кому принести ему чай, платок, трубку” – еще раз подчеркивает любовь и гармонию, которая царит в семье Ростовых.
Диссонансом в этой сцене “звучит” лишь Вера, которая произносит холодную и бестактную реплику: “Как, однако, странно, что Соня с Николенькой теперь встретились на “вы” и как чужие”. Эта героиня и сама – будто чужая в семье, закрытая и отстраненная.
Таким образом, эпизод приезда Николеньки Ростова в отпуск позволяет Толстому показать отношения в семье Ростовых “в разрезе”, “изнутри”. Мы видим, что между Ростовыми царит искренняя любовь, которая влечет за собой душевную теплоту, понимание, гармонию. На примере Ростовых писатель рисует образец семьи, любуясь и восхищаясь своими героями.