Образ «вечной Сонечки» в произведениях Ф. Достоевского, Т. Толстой и Л. Улицкой

Любое художественное произведение насыщено литературными персонажами. Автор создает образ конкретного человека из слов, описывающих его внешние данные и внутренний мир. После осмысливания этого образа у читателя формируется какая-то определенная картина, связанная с героем литературного произведения, идея, которую хотел передать автор. В разных произведениях отдельных писателей этот образ может неоднократно повторяться, то есть как бы «проскальзывать». Таким образом, появляются «сквозные» образы в литературе, наполненные одинаковым целостным смыслом, но при этом образ может дополняться, обрастать дополнительным качествами. Основная концепция образа существует уже как бы «над текстом», связывая в памяти читателей разные произведения.
Одним из таких «сквозных» образов является «вечная Сонечка». Первым произведением, в котором появляется образ девушки по имени Соня, является известнейшее «Преступление и наказание» писателя XIX в. Ф. М. Достоевского. Затем в конце XX в. возникают образы Сонечки в рассказе Т. Толстой «Соня» и в романе Л. Улицкой «Сонечка».
Что же объединяет и в чем различия между девушками, жившими в разное время? Для начала нам следует раскрыть тайну имени по словарю имен.
Имя «Софья» имеет древнегреческое происхождение и означает мудрость. Соня — нежная, добрая. В отношениях с незнакомыми людьми стеснительна и не отличается излишней доверчивостью, в то же время она способна проявить сочувствие к слабому и беззащитному существу и оказать посильную помощь человеку, попавшему в затруднительное положение.
Следует отметить, что под это описание в общем подходят все три девушки. Но существуют и некоторые различия. Например, нельзя сказать, что Соня Т. Толстой недоверчива к незнакомым людям, ведь она сразу «клюнула» на письмо от абсолютно незнакомого ей человека, признававшегося в любви, которое само по себе являлось злой шуткой над девушкой. Героиня Толстой обладала «наивностью и искренностью, граничащими с глупостью».
Все три Сони были нежными, добрыми и терпеливыми — это мы можем доказать строками из произведений. У Достоевского: «Он (Раскольников) смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было ее любви…». У Улицкой: «…Сонечка благоговейно грелась перед огнем этого всемирно разговора и все твердила про себя: «Господи, господи, за что же мне все это…». У Толстой: «Чуткий инструмент Сонина душа…», «она романтична и по-своему возвышена». Как отмечают обе писательницы, их Сони были счастливыми, даже несмотря на не располагающие к счастью жизненные обстоятельства, чего нельзя сказать о Соне Мармеладовой. Хотя жизнь всех трех была не самой удачной, но все же, на мой взгляд, меньше всего повезло героине Достоевского. Этой девушке пришлось очень нелегко в жизни: она совершила грех ради отца, мачехи и ее детей. Этот поступок является апофеозом страдания и самопожертвования, поэтому едва ли Сонечка Мармеладова была счастлива в жизни. Кстати, говоря о самопожертвовании, следует отметить, что готовность принести себя в жертву ради близких и дорогих людей объединяет всех трех литературных Сонечек. Как мой уже было отмечено, героиня Достоевского пошла на жертву ради семьи. Сонечка Улицкой ради любимых ею людей (мужа и Яси) была готова терпеть подлости с их стороны. И героиня Толстой принесла в жертву даже собственную жизнь, спасая того, кто, как она считала, писал ей стихи. Следовательно, всех девушек можно назвать жертвенницами.
По внешним данным Соня Мармеладова также несколько отличается от двух других героинь. Мармеладова перед нами предстает девушкой «малого роста, лет восемнадцати, худенькая… блондинка, с замечательными голубыми глазами», в то время как Сонечка Улицкой является «долговязой, широкоплечей, с сухими ногами и отсиделым тощим задом». Девушка в описании Толстой также обладает скорее мужскими, чем женскими внешними данными: «…голова как у лошади Пржевальского… безобразно одевалась, обувь снашивала набок».
Роль в произведении у каждой из девушек своя, особенная. Соня Достоевского выступает как защитница Раскольникова, его покровительница и даже психолог. Ей он изливает душу, доверяет свою самую страшную тайну. Сонечка Улицкой — это спокойная домашняя женщина, счастливая в браке. В рассказе Толстой Соня становится объектом для насмешек, но, тем не менее, она проявляет высокие личностные качества, как и две ее тезки.
Итак, разбирая эти три образа, я пришла к выводу, что писательницы XX столетия в своих произведениях использовали один и тот же «сквозной» образ Сони, который впервые появился в «Преступлении и наказании» Достоевского, дополняя его некоторыми деталями и несколько видоизменяя. Об этом говорят приведенные мною сходства и различия между героинями. И Достоевский, и Улицкая, и Толстая почувствовали, что взгляд на мир глазами женщины близок к пониманию внутренних духовных основ его устройства. Образы «вечных Сонечек» прекрасны и правдивы. Они смиренны, кротки, но готовы испепелять себя ради любимых людей, поддерживая их в трудную минуту. Преодолевая немыслимые тяготы, они несут добро в мир. Их жертвенность не может быть напрасной. «Красота спасет мир», — сказал князь Мышкин, герой романа Достоевского «Идиот». «Красота души спасет мир!» — говорим мы.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Образ «вечной Сонечки» в произведениях Ф. Достоевского, Т. Толстой и Л. Улицкой