Образ семьи Мармеладовых в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Я всматриваюсь и вдумываюсь в эти события, стараюсь понять,
каким образом они вытекают одно из другого,
стараюсь объяснить себе, насколько
они находятся в зависимости от общих условий жизни.
Писарев Д. Н. Борьба за жизнь.
Тема “униженных и оскорбленных” – одна из основных тем творчества Ф. М. Достоевского. В романе “Преступление и наказание” изображение мира “униженных и оскорбленных” занимает ведущее место. Все действие произведения происходит в бедных районах Петербурга, отличающихся нищетой, грязью,

отвратительными запахами: “жара… страшная”; “духота, толкотня”; “нестерпимая… вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество”; “пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время”.
Обитатели “бедного Петербурга” очень разные, у каждого их них своя судьба и своя история, однако всех их отличает безысходность, надорванность, неверие в себя и в жизнь. Они, в полном смысле слова, “униженные и оскорбленные”.
Типичным примером таких людей является семья Мармеладовых. Ее глава – Семен Захарович Мармеладов – отставной чиновник, когда-то существовавший
довольно благополучно. Однако со временем он полностью опустился – в социальном и нравственном смысле, превратился в жалкого и беспомощного человека, отбирающего у своей семьи последнюю копейку, живущего за счет “падения” своей дочери.
Даже внешность героя, с которым Раскольников знакомится в распивочной, заключает в себе дисгармонию: “Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, – пожалуй, был и смысл и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие”.
Мы узнаем, что порок Мармеладова заключается в его страшном пьянстве, из-за которого он лишает последнего куска хлеба своих маленьких детей и больную жену. Герой пропивает буквально все: свои башмаки, косынку и чулки Катерины Ивановны, последние тридцать копеек, выпрошенные у его дочери Сони, которая, из-за ужасающего материального положения семьи, вынуждена была “пойти по желтому билету”.
Семен Захарович осознает, что на нем лежит вина и за падение дочери ((“Соня! Дочь! Прости!”), и за болезнь жены, и за отсутствие будущего у детей: “…осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?” Однако, безмерно страдая, он не может что-либо изменить.
Герой мечтает о том, чтобы его пожалели, сочувственно выслушали, проявили уважение: “Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти”. Однако такого отношения к себе он не встречает нигде. И это неудивительно – Достоевский показывает, что уважение в обществе растет пропорционально материальному благосостоянию человека. И соответственно, нищие люди считаются изгоями, чуть ли не прокаженными, которым нет места среди “нормальных”. Осознает это и Мармеладов, с горечью говорящий: “В бедности, – говорит он Раскольникову, – вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было…”
И человек перестает уважать самого себя: “И отсюда питейное”. А это уже верный признак деградации личности, потери своего нравственного и морального облика. Недаром сам Мармеладов говорит, что он давно уже скот, “звериный облик имеет”.
Но, что самое страшное, нищий человек лишается поддержки и уважения в собственной семье. Так, потеряв место титулярного советника, Семен Захарович окончательно лишился уважения своей жены. Именно тогда он “сорвался” после долгого периода воздержания и “пустился во все тяжкие”.
Мармеладов страдает от своего “скотского” положения, однако изменить что-либо не в силах. Этому человеку нужна поддержка – уважение и сострадание: “Чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели”. Однако в мире “униженных и оскорбленных”, где царит равнодушие и злоба, это невиданная роскошь. Именно поэтому Мармеладов опускается все ниже, отсюда, как мне кажется, и черты безумия в его облике: “Что-то было в нем очень странное; …был и смысл и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие”. Его единственный выход – это смерть. И этот герой, следуя логике своего характера, гибнет, пьяный, под копытами лошади.
Трагична и судьба жены Мармеладова. Катерина Ивановна – женщина благородного происхождения, повторно вышедшая замуж за Семена Захаровича. Прекрасно образованная, гордая, тщеславная, она вынуждена погибать в нищете, видеть, как голодают ее дети, как унижает и унижается ее муж. Все это толкает героиню на бессмысленный бунт, скандалы, которыми она, однако, усугубляет свое и без того бедственное положение. В итоге Катерина Ивановна умирает от развившейся чахотки.
Погибла бы, по крайней мере, нравственно, и дочь Мармеладова – Соня. Ведь она была вынуждена стать продажной женщиной, чтобы прокормить свою семью. Чистая и глубоко религиозная Соня страдает от своего положения, от той грязи, в которую ей приходится ежедневно погружаться, от того унижения, что она терпит. Однако от безумия и самоубийства ее спасает вера в Бога (“Что ж бы я без Бога была?”) и сострадательная любовь к близким (“С ними-то что будет?”)
Таким образом, на примере семьи Мармеладовых автор показывает, что в обществе царят равнодушие, всеобщее раздражение, разъединенность в отношениях людей. По Достоевскому, буржуазное общество бесчеловечно, оно толкает людей на преступления против самих себя, против своей души.



spacer
Образ семьи Мармеладовых в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”