На мой взгляд, смело можно сказать, что А. А. Блок — поэт одной темы. Все творчество этого художника, так или иначе, посвящено теме и образу Родины — России. Хрестоматийным является ответ Блока на просьбу прочитать что-то из его сочинений о родной стране — «Это все о России». Именно поэтому, чтобы полно охватить данную тему, следует рассматривать все периоды творчества поэта.
В ранней лирике Блока тема России тесно связана с образом Прекрасной Дамы. Этот образ олицетворяет Вечную Женственность — то, что, по мнению поэта, увлекавшегося в ту пору философией В. Соловьева, может спасти Россию.
В цикле «Стихов о Прекрасной Даме» мы наблюдаем неудовлетворенность молодого поэта действительностью, видим его страстное желание внести в окружающую реальность гармонию:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
Стоит заметить, что этот цикл — сугубо символистский, романтический, никак не связанный с социальной проблематикой, реальными жизненными проблемами. Молодой поэт ощущает себя выше всех этих «земных неустройств», он хочет решить вопрос «глубже, серьезнее», в иных сферах.
Но, по мере взросления Блока-человека, происходит и взросление Блока-поэта. Уже в следующем стихотворном цикле он обращается к социальной проблематике — в его произведениях начинает резко звучать критика социального устройства России, «зверской» психологии «хозяев жизни» и сочувствие к обездоленным.
Характерными в этом плане являются стихотворения «Фабрика» и «Сытые». В «Фабрике» поэт создает мистический образ завода-монстра, поглощающего человеческие жизни: «Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине».
«Сытые» продолжают эту тему, раскрывая точку зрения поэта на тех, кто «вершит судьбы» народа («На лицах — желтые круги, Шипят пергаментные речи, С трудом шевелятся мозги»), а также на вопрос изменения существующего порядка вещей:
Пусть доживут свой век привычно —
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям — неприлично
Их старой скуке подражать.
И опять Блок возлагает надежды о перерождении мира на красоту, которая, по его глубокому убеждению, должна спасти мир («Незнакомка»): «И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль».
Дальнейшее творчество Блока, на мой взгляд, это все больший отход от абстракции, отвлеченных рассуждений и попытка жить в реальном мире российской действительности, видеть и решать насущные проблемы. Знаковым в этом отношении является стихотворение 1907 года «О, весна без конца и без краю…», в котором Блок провозглашает свое «да»:
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
Поэт, повернувшийся «лицом» к существующей реальности, очень остро переживает все конфликты и социальные противоречия окружающей жизни. Подтверждение тому — стихотворение «На железной дороге», в которой резким контрастом звучит прелесть молодости, жажда жизни, растоптанная безжалостной жизнью: «Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена — все больно».
Своей кульминации тема России в творчестве Блока достигает к 1908 году — к моменту создания цикла «Родина». В него входят шедевральные произведения поэта — стихотворения «Россия», «Коршун», «Да, так велит мне вдохновенье», исторический цикл «На поле Куликовом». В них Родина представлена как верховная, высшая ценность, которой подчинено и посвящено все в жизни лирического героя.
Куликовская битва в восприятии поэта — это символическое событие, которому суждено возвращение. Личная судьба лирического героя отождествляется здесь с судьбой Родины, герой готов погибнуть за Россию. Его мучает вопрос: «Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?» Но в стихах цикла ощутима и надежда на победное и светлое будущее.
Другой знаменитый образец патриотической лирики Блока — стихотворение «Россия». Образ родины в восприятии лирического героя напоминает о прежних воплощениях его идеала. «Нищая Россия» наделена в стихотворении человеческими чертами: «Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!»
Важнейший мотив стихов о Родине — мотив пути, общий для героя и его страны честный путь с «широко открытыми глазами» («Да, так велит мне вдохновенье»):
На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза
Все не смела в твоей отчизне…
Финальным произхведением Блока о Родине можно считать, на мой взгляд, его поэму «Двенадцать». Здесь художник провозглашает итог своих размышлений, философских и социальных раздумий. Этот итог можно считать оптимистическим — в «Двенадцати» звучит вера поэта в человека, в его разум, в душу, в счастье:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Таким образом, образ России в поэзии Блока глубок и многоаспектен. Он «вмещает» в себя размышления о многих проблемах этой страны — о ее народе, истории, об особенностях русского национального самосознания. Патриотическая тема тесным образом связана у поэта с проблематикой «страшного мира», с любовной лирикой и т. д.
Кроме того, в развитии образа Родины Блоком прослеживается глубокая литературная традиция — связь с поэзией «золотого века» (Пушкин, Лермонтов, Некрасов). Но, безусловно, решение этой художественной задачи у поэта глубоко самобытно. В его представлении связь с родиной — глубоко интимная связь, именно поэтому только в его лирике встречаются сближения России с женой, возлюбленной, Богородицей…