Роль цикла “Стихи о Прекрасной Даме” в творчестве А. А. Блока

Конец 19 – начало 20 века невероятно обогатили русскую культуру. Именно это время принято называть Серебряным веком нашей живописи, музыки, архитектуры и, конечно же, нашей литературы. Хотелось бы заметить, что мне вообще очень близко творчество писателей и поэтов Серебряного века. Нравится красота, эстетство, чувственность, эмоциональность, с которой они творили. В поэзии мне особенно нравится творчество Александра Блока.
Невозможно представить себе культуру и творчество Серебряного века без имени Блока. Его произведения отличаются

необыкновенной красотой, мистичностью, лиризмом. Блок в своем творчестве затрагивал различные темы. Но, я считаю, что его поэтическое наследие невозможно полностью осознать без темы любви.
Любовь занимает одно из важных мест в жизни каждого человека. В жизни Блока это чувство занимало главное место. Будучи еще совсем молодым, поэт увлекся философией Владимира Соловьева. Особенно близкими Блоку показались мысли о существовании Души Мира и Вечной Женственности. Только Вечная Женственность способна примирить “землю” и “небо” и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. Особенно
близкой Блоку казалась идея, что любовь к миру открыта именно через любовь к женщине.
Пожалуй, главным циклом любовной лирики Блока можно считать цикл “Стихи о Прекрасной Даме”. Практически все стихотворения этого периода посвящены будущей жене Блока Л. Д. Менделеевой.
Безусловно, все творчество этого поэта богато разнообразной символикой. И тема любви раскрывается у него через всевозможные символы. Очень важны в цикле “Стихи о Прекрасной Даме” образы “земли” и “неба”. “Земля” и “небо” – два разных мира, олицетворяющие собой духовное и материальное начала. Отсюда в стихотворениях этого цикла чувствуется трагическое “двоемирие” в душе героя. Его мысли и стремления обращены к духовному, вечному, но сам он принадлежит к материальному миру и никак не может достичь той духовной гармонии, которой жаждет.
Лирическая героиня этого цикла разнообразна. Она может быть далеким образом, чем-то нереальным, прекрасным, манящим:
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалека
Звучные песни твои.
Этим четверостишием заканчивается стихотворение “Ветер принес издалека…”. Автор упоминает о лирической героини лишь в последних двух строках. Тем самым он подчеркивает ее воздушность, нереальность, призрачность.
Тема призрачности и воздушности облика возлюбленной прослеживается также в стихотворении “Ты отходишь в сумрак алый…”. Уже по первой строке можно почувствовать зыбкость лирической героини. Она “отходит в сумрак алый”, слышны лишь ее “отдаленные шаги”. Лирический герой в замешательстве. Он не знает, “Ждать иль нет внезапной встречи”. Он жаждет любви, но это чувство слишком воздушно. Так раскрывается трагическое двоемирие Блока: невозможность воссоединения земного и небесного.
Программно в плане раскрытия образа лирической героини Блока стихотворение “Вхожу я в темные храмы…”. Для поэта возлюбленная – это “Прекрасная Дама”, “Она”, “Величавая Вечная Жена”, “Святая”, “Милая”. Герой ожидает любви в храме. Так поэт подчеркивает небесность, святость прекрасного образа.
Очень интересно стихотворение “Ты горишь над высокой горою…”. Здесь образ лирической героини кажется вполне реальным, земным. Но одним только словом Блок вновь меняет образ с земного на воздушный, нереальный:
Я примчуся вечерней порою,
В упоеньи мечту обниму.
Вообще мистическая тематика близка этому циклу. Например, стихотворение “Предчувствую тебя. Года проходят мимо…” наполнено ощущением рокового предопределения:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Лирический герой предчувствует появление своей возлюбленной. Он полон ожиданий. Но в то же время в нем сидит мистический страх. Он боится крушения своих надежд, его страшит бесплотность его веры:
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
Блока своеобразно очаровывает тема смерти. Он воспринимает неизбежное окончание человеческой жизни как переход в небесную сферу. Именно там обитает его мистическая возлюбленная. В стихотворении “Мне снилась смерть любимого созданья…” поэт рассказывает о своем сновидении. Ему приснилась смерть возлюбленной. Но в его душе нет горечи, страданий. Наоборот:
… пела мысль в крови:
“Блаженный, вечный дух унес твое мученье!
Блажен утративший создание любви!”
Мне на самом деле близка поэзия Блока. Я люблю его творчество за невероятный романтизм, красоту, глубину. Особенно мне нравится цикл “Стихи о Прекрасной Даме”. Его стихотворения обогатили не только поэзию Серебряного века, но и мой внутренний мир.



spacer
Роль цикла “Стихи о Прекрасной Даме” в творчестве А. А. Блока