«Чудаки, право чудаки! О русском человеке хлопочут, а русского человека не знают. Тут, видите, вера прирожденная, и живет она у человека по-домашнему, за подушкой… Кому, как нам, не на кого надеяться, тому помощник Бог, и слава Ему, что Он живет у каждого человека не в далеком отвлечении…»
Н. С. Лесков.
В «Очарованном страннике» Лесков открыл читателям важнейшую сторону русского национального характера. Здесь, как ни в одном другом его произведении, высвечено затейливое мироотношение, свойственное русскому человеку.
Главным героем этой повести является Иван Северьянович Флягин. Под его одеждой, напоминающей собеседникам легендарного русского богатыря, «дедушку Илью Муромца», скрывается могучая жизнеутверждающая натура. Это дерзновенный скиталец, всю свою жизнь самовластно испытывающий свою свободу. С «божьей помощью» этот герой преодолевает свое самовластие, смиряет свою гордыню, но нисколько не теряет при этом чувство собственного достоинства, душевную широту и отзывчивость.
Сама фигура странника связана художественной традицией русского фольклора и древней литературы, с образами искателей счастливой доли. Да и стиль повести в значительной степени напоминает древнерусские хождения. Повествование в них велось, как правило, от первого лица и представляло собой неторопливое, величавое описание путешествия, в котором окружающее получает глубоко личное и заинтересованное суждение.
Такова и необыкновенная судьба Флягина, его скитания «по городам и весям родной земли» Все это удивительно соответствует его деятельному, в чем-то дерзкому и, одновременно, мирному и доброму характеру. Замечателен и весь облик чистосердечного героя: неуемная мощь духа, богатырское озорство, неистребимая жизненная сила (ведь он всю жизнь свою погибал и никак не мог погибнуть) и широта его души, отзывчивость к чужому…
Лесков, однако, не идеализирует Флягина. Писатель отмечает проявление его дикости, порывы своеволия и в отрочестве, когда он по озорству случайно убивает лежащего на возу монашка; и в молодости, когда запарывает до смерти в честном бою татарина. От своих греховных дел герой постепенно «очищается», достигая в своем отношении к жизни истинно народной мудрости.
Испытание судьбы, испытание характера и испытание души — вот триединство, которое преодолевает герой. В этих тяжких испытаний он укрепляет характер, нигде не отрекаясь от глубинной веры. Простодушие и бескорыстие, великодушие и мужество, добросердечие и миролюбие, твердость и терпение — вот неизменные черты Флягина. В то же время испытание души, самое трудное испытание, приводит к достижению ранее отсутствующих качеств героя. Он приобретает смирение, великую добродетель, которая связана с незнанием своей греховности и недостоинства, своей «немощи и ощущения Божия величия». Таким образом, вся жизнь Флягина становится осмысленной, как движение через покаяние и смирение к спасению.
Неодолимо привлекает в этом простом и удивительном человеке и то, как ощущает он прекрасное, как очарован он красотою мира. Это очарование миром проявляется и в захватывающем его чувстве восхищения, для которого находятся у этого простолюдина такие пронзительные и непосредственные слова. И о чем бы ни говорил он, чем ни восхищался, обнаженная душа его трепещет в живом слове. Например, встреча героя с красавицей Грушей. Вот он, Флягин, весь перед нами. Нужно заметить, что в этой картине мы видим очарование героя земной, зримой красотой, ее земное ощущение и восприятие: «Вот она где настоящая красота-то, что природы совершенство называется!»
«Природы совершенство» обращает нас к духовному. Это мысль едва ли не основополагающая для Лескова. Писатель верит в преображающую силу добра и красоты. Поэтому Грушу он называет «сестрой своей»: его чувство слишком велико, чтобы низводить его к земному, плотскому вожделению. Оно сопоставимо лишь с наслаждением созерцания Божественного совершенства, той спасительной красоты, которая являет собой высшую духовную ценность.
Глубоко духовно ощущение героем Родины и кровной связи со своим народом. Черты эти проявляются постоянно. Это великое чувство заключено в незатейливом рассказе Флягина об одиночестве в татарском плену: «…тут глубине тоски дна нет… Зришь сам не зная куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь…»
Лесков, как видим, изображает своего героя много пережившим, перестрадавшим и приобретшим не только личный, но и огромный народно-исторический опыт в суждении о мире. Иван Северьянович — один из тех, кого можно отнести к ищущим праведного пути. И, по мысли Лескова, люди такого склада характера его найдут.