Смысл названия повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”

Как известно, название произведения несет на себе большую смысловую и символическую нагрузку. Часто оно содержит не только тему, но и главную идею или конфликт. Так и Н. С. Лесков вкладывает очень большой смысл в название своей повести о современном писателю Илье Муромце – “Очарованный странник”.
Иван Северьянович Флягин… Он олицетворяет собой русский характер. Этот герой находится в постоянных скитаниях, поисках себя. Это широкая русская натура, требующая развития. Можно сказать, что в стремлении к духовному совершенству Флягин

тыкается, как слепой котенок, в разные стороны. Описывая жизнь Ивана Флягина, Лесков заставляет героя скитаться, встречаться с разными людьми и целыми народами. Так, на страницах книги перед читателем проходит не одна, а сотни жизней, выписанных тщательно и гениально, да к тому же совершенно простым языком.
Но дело в том, что особое мастерство автора заключается в том, что его герой – это не придуманный тип, а человек из народа. Его характер до мелочей правдив. Мы, читатели, переживая с Флягиным его скитания по земле, можем заметить закономерность в завитках его судьбы, можем отметить, что, к примеру, плен героя –
явление не случайное, а закономерное. Таким образом Флягин расплачивается за убийство, которое он, хотя и не со зла, но совершил. А сам герой воспринимает все происходящее с ним как рок судьбы, бесчисленную череду событий, никак не связанных между собой.
Таким образом, Лесков не управляет мыслями героя, не “помогает” ему в понимании себя, не берет на себя роль невидимого голоса, объясняющего все и вся. Герой сам, в меру своих возможностей, пытается понять закономерности жизни, а, вместе с этим, и смысл всеобщего бытия. Именно поэтому Ивана Северьяновича с уверенностью можно назвать странником по жизни, и странником именно зачарованным, то есть подверженным чарам.
В своей жизни герой проходит различные “испытанья”: любовью, отношением к женщине, к ребенку. Он пытается вырваться из-под чар судьбы, мечется. В нем кипит необузданная слепая сила, и Флягин не знает, как совладать с нею. Поэтому, например, он ни за что убивает монашка. И вот в финале повести мы видим этого героя в облике послушника. Здесь Флягин – моленый сын.
Возникает вопрос: “А за что ему монастырь?” Даже, скорее, не за что, а зачем? Но герой не думает, не размышляет, он чувствует. Чувствует до конца, без оглядки, без сомнений. Его сердце настолько искренне, что не поступить так, как оно велит, герой не может, да, наверное, и не умеет.
Всю жизнь Флягин погибал, а не погиб. Он по-прежнему полон сил, с удивлением и восхищением смотрит на окружающий мир. Герой рвется из колеи, которая для него как бы проложена судьбой: “Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес…
– А когда же вы в монастырь пошли?
– Это недавно-с…
– И тоже призвание к этому почувствовали?
– М-м-м не знаю, как это объяснить, впрочем, надо полагать, что имел-с”.
Вот она, ключевая фраза – “не знаю”!!! Флягин не знает, он чувствует, все он делает по наитию. Поэтому и считает себя зачарованным, так сказать “роковым”, то есть подверженным року. А ведь по-другому и не могло быть. Ведь если человек даже не пытается уяснить, хотя бы для самого себя, цепь поступков, связь времен, он и все происходящее с ним будет воспринимать как чужую волю или волю свыше, божественную, судьбинную…
Но и в монастыре силы героя гуляют, страсти кипят. Идет человек во власти предсказанных, непонятных чар и “странствует”. Герой и богатырь, мученик и убийца одновременно. Простой русский человек, жаждущий подвига, смиряющий себя во имя Бога или людей…
“Непременно-с: мне за народ очень умереть хочется”,- говорит герой в конце повествования. Опять чувствование, опять порыв. А ведь если выживет на войне, то тоже, наверное, потом будет долго удивляться, чего это его на войну-то потянуло?! Но этого мы, читатели, никогда не узнаем. Обрывается рассказ, уходит из поля нашего зрения герой. Уходит скитаться…
Можно сказать, что сам герой, а не автор, считает себя зачарованным странником. Нельзя говорить, плохо это или хорошо. Ведь хотя Иван и повидал много горя потому, что “не знал”, но он поэтому и красоту мира умел чувствовать, животных усмирять, даже разговаривать с ними на одном языке.
Богатырь, который защищал родную землю, и убийца… Вот он парадокс, который не смог объяснить даже Лесков. Как же могло ужиться в человеке трепетное чувство к жизни ребенка и пренебрежение к жизни другого? Действительно, судьба что ли?..



spacer
Смысл названия повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”