Иван Флягин – главный герой повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”

Н. С. Лесков – писатель колоритный, самобытный. Его художественный мир населен чудаками, обладающими подлинным человеколюбием, творящим добро бескорыстно, ради самого добра. Лесков глубоко верит в духовную силу народа и в нем видит спасение России.
Об одном из “спасителей” Лесков рассказывает в повести “Очарованный странник”. На первый план выдвигается личность оригинальная и самостоятельно добывающая связи с миром и другими людьми. Очарованный странник – это Иван Северьяныч Флягин. Уже само имя героя говорит о его происхождении:

это обычный русский мужик. Подчеркивая его могучесть, автор сравнивает Флягина с героем древнерусских былин: “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь… Этому новому нашему спутнику… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца”. Такое сравнение дает читателю установку, что человек этот добрый, сильный, мужественный.
Иван Северьяныч рассказывает о своей непростой судьбе. Он “много повидал на своем веку”. Флягин
родился “в крепостном звании” и происходил из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Будучи у матери “молитвенным сыном”, Иван был предназначен для служения Богу. Но прежде, чем он пришел к Богу, герой прожил нелегкую, насыщенную разными событиями, жизнь.
Флягин сильно меняется в течение жизни, вырастая на глазах читателя из вольного сына природы в значительную личность. По мнению писателя, возможность духовной эволюции объясняется художническим складом ума Флягина, природным артистизмом – одной из типичных черт русского национального характера. О такой особой природной чуткости свидетельствует уже манера героя рассказывать о своих “странствиях”, способность быть настоящим поэтом при описании виденного. Гонимая татарчонком белая кобылка в его рассказе не бежит, а как волшебный конь в сказке, “окрыляется и точно птица летит и не всколыхнет, а как он ей к холочке принагнется да на нее гикнет, так она вместе с песком в один вихорь и воскурится…”.
Не менее выразителен рассказ Ивана Северьяныча о кобылице Дидоне, виновнице его последнего “выхода”: “Дивная была красавица: головка хорошенькая, глазки пригожие, ноздерки субтильные и открытенькие,… а в поясу гибкая, и ножки в белых чулочках легкие, и она их мечет, как играет…”.
Ивану Северьянычу в высшей степени присуще чувство собственного достоинства, самоуважения. Об этом говорит уже его манера держаться: “Но при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, “бывалого”. Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою”.
Гордость Ивана Северьяныча – народная, мужицкая, которая, как и у героев русских былин и сказок, связана у него с пренебрежительно-снисходительным отношением к дворянам и князьям как и к людям иной, более слабой породы, ни к чему не приспособленным. Так, офицеры в рассказе Ивана Северьяныча не справляются со своенравными конями, предпочитая им смирных заводских лошадок. Они легко дают себя обмануть при покупке лошади, беспутно тратят деньги. В ответ на слова хана Джангара, пожалевшего, что биться за кобылу вышел не русский князь, а простой мужик, Флягин замечает: “… наши князья… слабодушные и не мужественные, и сила их самая ничтожная”.
Иван Северьяныч не терпит оскорблений. Стоило управляющему графа – немцу наказать его за проступок унизительной работой, как Флягин, рискуя собственной жизнью, бежит из родных мест и с тех пор становится странником.
Из рассказа Ивана Северьяныча о самом себе становится понятно, что самыми тяжелыми из пережитых им многообразных жизненных ситуаций были именно те, которые в наибольшей мере связывали его волю, обрекали его на неподвижность. Скука и несносная тоска овладевают им и тогда, когда он по приказу графа целыми днями вынужден стоять на коленях и бить молоточком камешки для садовой дорожки. А также когда он на пустом берегу лимана, закопав в теплый песок больное дитя, засыпает под мерный рокот волны. И еще больше, когда в прикаспийских степях, подщетиненный иноверцами, долгих десять лет не может освободиться из татарского плена. Но как только он получает хоть малейшую свободу, сразу распоряжается ей в соответствии со своим стремлением к гармонии, чистоте и справедливости.
В жизни Ивана Северьяныча было немало сложных жизненных ситуаций, когда все зависело только от его самостоятельного решения. Следуя непосредственному импульсу – в любой критической ситуации вставать на сторону справедливости и добра – Иван Северьяныч не раз, рискуя своим благополучием, активно вмешивается в ход жизни и по-своему направляет развитие событий. Так, случайно повстречав на пути стариков-родителей, убитых горем предстоящей разлуки с единственным сыном, Иван Северьяныч тут же решает подменить его собой и под чужим именем отправляется на Кавказскую войну. Позже, намучившись в Петербурге поисками возможной для него службы и найдя, наконец, место в балаганном театре, герой вступается за молоденькую артистку, страдающую от домогательств театрального принца, и из-за этого вмешательства оказывается в унизительной для него роли “излишнего человека”.
Специфически народный характер патриотического чувства, одушевляющего героя повести, по мысли писателя, проявляется в том, что желание Ивана Северьяныча идти на войну – это желание “постраждовать” одному за всех. Неслучайно в финале повести Иван Северьяныч проявляет черты юродивого, который плачет о погибели русской земли, и черты русского богатыря, готового постоять за свою родину.
Повесть Лескова “Очарованный странник” – чрезвычайно значительное произведение. Оно знаменует собой новый этап в приближении русской литературы к стихии народной жизни, в выявлении ее современного состояния и глубинных возможностей.



spacer
Иван Флягин – главный герой повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”