Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”)

Н. С. Лесков никогда не терял веры в русского человека, в его способность превозмочь все бедствия. Писателю чудились и виделись в привычной суматошности, даже “дикости”, простого русского быта некие светлые начала. Это ярко проявилось в “Очарованном страннике”, повести об Иване Флягине, сыне крепостной крестьянки и кучера. В чем же необычность судьбы, жизненного пути этого героя?
Многие исследователи называют Флягина “правдоискателем земли русской”. В принципе, это справедливое определение, но недостаточно точное. Какую

правду ищет Флягин? Может ли он искать правду при его импульсивности и малой образованности?
По-видимому, Флягин – это особый тип, своего рода “самородок”. Он, конечно, искатель, но не правды как таковой, а красоты, смысла жизни. Иван – “молельный”, то есть выпрошенный у Бога, сын. С самого рождения ему присущи неугомонность, вечное стремление (через неудачи и “срывы”) к яркому, энергетически полному, “цветистому” существованию. Отсюда и “падения” этого героя и, в конечном свете, просветление духа, отказ от непотребного.
Судьба словно испытывала Флягина на крепость заложенного в нем чувства
добра и здравого смысла. Будешь “много раз погибать и ни разу не погибнешь” – предсказано ему еще в отроческие годы. Так оно и вышло. Вся жизнь героя – это цепь злоключений, причиною которых нередко был он сам, его жажда необыкновенного, игра внутренних сил, не находивших полезного применения.
Так, еще в детстве Флягин оказался косвенным виновником “дорожного” происшествия, вследствие которого погиб монах. Будучи взрослым, герой не избегал и авантюрных ситуаций (единоборство с татарами под Пензой). Из-за этого Ивану Северьяновичу пришлось больше десяти лет скрываться в степных поселениях, где ему вживили конский волос в пятку, и он не мог нормально ходить. Много раз Флягин был жертвой доверчивости и пагубного увлечения “зеленым змеем”… Но все злоключение не только не ослабляли его тягу к жизни и совершенству, но и усиливали ее. Отсюда странствия героя, постоянный поиск того, что удовлетворило бы “жажду душевную”, тягу к простоте, необыкновенному. Все это объясняет акцентное слово в заголовке повести – “очарованный”.
Очарование жизнью и красотой с необычной силой раскрыто в трактирной сцене. Изрядно выпивший Иван Флягин отдает все хозяйские деньги (пять тысяч рублей) за чары цыганские – красавице Грушеньке: он “сметал ей под ножки” во время танца всех своих “лебедей”, то есть крупные купюры денег. В азарте пляски распалилась душа героя: “Не ты ли, проклятая, и землю и небо сделала?”. Слова кощунственные и, в то же время, глубоко искренние, мощные. “Проклятая” в устах Ивана звучит как характеристика всего того, что есть прекрасного на земле…
В глубине души героя всегда ярко светились искорки жизни, надежды, по возможности, искупления “грехов”, обретения им истины. И Флягин нашел эту истину, по крайней мере, для себя, применительно к той ситуации, в какой он оказался после всех скитаний и лишений. Не имея семьи, постоянного места жительства, определенных занятий, герой все время порывается к лучшему, пытается разгадать “смысл” жизни. В конце концов он оказывается в монастыре, в надежде остановить там “неугомонность” своей души, отыскать истинно прекрасное. В этом смысле Флягин напоминает нам “будущего сына”, который после многих злоключений приходит в монастырь, дабы замолить там свои “грехи”.
Но, оказавшись в монастыре, Иван не избавился от мучений своей совести (за смерть Грушеньки, за смерть татарина, монаха). Ему все чудилось, что его преследует сатана. Было решено посадить Флягина в “погреб”, дабы там, в молитвах и в аскетизме, пришло освобождение от наваждения. Так оно и случилось. Но одновременно с этим произошло и другое: невероятно важное прозрение героя. Ему ниспослано было увидеть и понять то, что другим – увы! – не дано и по сей день. С тех пор и исполнился наш герой “страха за народ свой русский и начал молиться… все о родине… да за народ свой”.
Смысл странствий, всего жизненного пути Ивана Флягина, предвидение им беды, нависшей над народом и отчизной, предвидение, выношенное им в себе за долгие годы “злоключенный”, относится обычно к чисто поэтическому элементу повести. В этом видят фантастическое, “чудесное” и потому будто бы малосущественное. Но это не так. Устами Флягина Лесков не прямо, а в образной, “пророческой”, форме предупреждал в 70-е годы XIX века: “близ нас есть нам всегубительство”. И духовное богатырство Ивана Флягина в том, что всей горькой, но высокой по силе драматизма судьбой своей он убеждает нас: действовать надо “умом”, ответственностью, преданностью вере, не отбрасывая честь и заботу о другом. Пришло время так ставить вопрос – только так! Иначе – “всегубительство”.
Тернистый жизненный путь главного героя, те лишения, которые он перенес, как бы венчает эта “правда жизни”, к которой он стремился. Она была Флягину необходима также, как и всем людям.



spacer
Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”)