Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч»

Антон Павлович Чехов был непримиримым врагом умственной лени, пошлости, примиренческого отношения к обывательской жизни. Все это он показывал в своих рассказах, емких по объему, но масштабных по содержанию
В рассказе «Ионыч» Чеховым изображена «самая образованная и талантливая» семья городе С. — семья Туркиных. Изо дня в день они только и делают, что демонстрируют всем свои таланты, благодаря чему, конечно, и «прославились» С этой семьей автор знакомит главного героя — Дмитрия Ионыча Старцева. В их взаимоотношениях автор раскрывает и показывает нам духовное развитие Старцева. Но какое это развитие? Наверное, в данном случае уместнее было бы говорить о нравственном разложении, деградации.
Каким же Старцев был вначале, пока еще не превратился в Ионыча? Автор не дает нам подробной характеристики героя, но мы замечаем одну важную деталь: «Своих лошадей у него еще не было» Он ходит пешком, напевает романсы, гуляет в саду. Казалось бы, что и солнце светит над ним каждый день, если бы не это маленькое, но очень многозначительное слово «еще». Да и говорящая фамилия Старцева его никогда не оставит.
Обратимся к его первому посещению дома Туркиных. Как мы знаем, «у каждого члена семьи был какой-нибудь талант». Они все были представлены и Старцеву. Герой сперва воспринял этот спектакль так же, как и все. «Недурственно», — говорил он словами Ивана Петровича о новом бездарном творении его супруги. И, несмотря на то, что игру Екатерины Ивановны Старцев сравнивал с камнями, бесконечно падающими со скалы, несмотря на то, что он от всей души желал, «чтобы они поскорее перестали сыпаться», по окончании музицирования герой вторил всем голосам — «Прекрасно». Выйдя на улицу, Старцев сделал общую оценку всему произошедшему: «Занятно «. Он приемлет данную обстановку, но только лишь потому, что это для него ново. Старцев не осознает еще, что увиденное им в доме Туркиных происходит постоянно, изо дня в день.
Новая встреча с Котиком — Екатериной Ивановной — пробуждает любовь молодого врача. Его восхищало все, что было с ней связано: «Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией» Казалось, это было настоящее, сильное чувство. И действительно, огонь в душе Старцева разгорался. Не любовь ли заставляет человека творить безумные вещи? Ведь именно из-за любви земский врач, интеллигентный человек, пошел ночью на кладбище, надеясь увидеть там ее… Этот момент — несостоявшееся свидание — оказывается очень важным в жизни героя.
На кладбище Старцеву открывается «мир, не похожий ни на что другое». Пейзаж поражает его. Таинственное безмолвие охватывает все вокруг: лунный свет, тополя, могилы, опавшие листья и даже небо со звездами. Когда Старцев гулял по аллеям кладбища, ему «хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало».
Это нестерпимое желание самого светлого в мире чувства оказалось высшим проявлением в жизни героя. Выше уже не могло быть. Ведь даже этот порыв, пусть даже омраченный обманом Котика, закончился слишком быстро: «Садясь с наслаждением в коляску, он подумал «Ох, не надо бы полнеть»
Несколько минут назад Старцев уносился мыслями к высоким мечтам, его одолевало желание страсти, а теперь он думает о лишнем весе. Что может быть зауряднее и обыденнее? Композиция рассказа позволяет нам лучше осознать всю мимолетность состояния героя. В одной главе автор показал, как огонек в душе героя вспыхнул — и тут же погас. С этого момента Старцев начинает соответствовать своей фамилии. К тому же у него появились лошади и даже коляска к ним в придачу. Он теперь может не утруждать себя ходьбой. А процесс деградации начал уже набирать обороты.
На следующий день Старцев поехал делать Котику предложение. Но о любви он и думать забыл. Его уже посещают мысли о приданом. Пара ли она ему или нет — вот о чем печется герой. А после отказа «у Старцева перестало беспокойно биться сердце», он «сорвал с себя жесткий галстук и вздохнул всей грудью». Кажется, что и любовь его тяготила, как этот галстук, он стыдился ее. «Хлопотным» делом оказалась она для Старцева. Мы понимаем, что герой не выдержал испытания любовью.
За четыре года Старцев постарел, кажется, лет на двадцать: «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой». Он опустился до того, что завел себе еще одну лошадь, «уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками». Теперь жизнь Старцева — не жизнь, а бессмысленное праздное существование. Единственным плюсом для него было то, что он не терпел обывателей: они «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его». Но, если разобраться, этот плюс ничего не стоит. Он подавляется большим минусом: Старцев не пытался уйти из этой среды. Напротив, он мало-помалу сам стал втягиваться в такие развлечения, как игра в винт, и совсем сторонился театров и концертов. Герой с наслаждением стал считать свои деньги — страсть к накопительству завоевала и его душу.
Старцева снова пригласили к Туркиным. Там он вновь встретился с Екатериной Ивановной. К несчастью опускающегося доктора, это уже была не Котик: в ней не было «прежней свежести и выражения детской наивности». Таланты Веры Иосифовны, Ивана Петровича и кривляния Павы уже только раздражали Старцева. Он теперь ощущал, насколько они пошлы. Одна Екатерина Ивановна осознавала, что ее талант — не больше, чем обыденное, заурядное увлечение. Она, вероятно, хотела намекнуть Старцеву, что хотела бы жить по-другому, с ним вместе, с «лучшим из людей», который «помогает страдальцам служить народу»… Но что сам Ионыч думает о своем существовании? «Старимся, полнеем, опускаемся… Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу», — вот что говорит герой Екатерине Ивановне. Старцев сам осознавал бессмысленность всего этого, но, как мы уже сказали, бороться не захотел. Он смирился.
Во время разговора с Екатериной Ивановной в душе Старцева теплился огонек, ему было «жаль прошлого». Но к этому времени герой деградировал уже изрядно, и страсть к накопительству вытеснила из его сердца другую страсть… Он «вспомнил про бумажки, которые… по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе его погас». Надежды Екатерины Ивановны рухнули, она искала опоры в Старцеве — и не нашла. Она останется в рутине и будет «играть на фортепьянах» до самой смерти: у нее, как и у доктора, нет воли.
Старцев точно подметил: «Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то какое же должен быть город». Но, как говорится, кто бы говорил… Через несколько лет Старцев сам становится не лучше самого заурядного обывателя. Он «еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит…» Когда он, «пухлый и красный», едет на тройке с бубенчиками, то похож на языческого бога. А языческий бог, идол — мертвая душа. Старцев полностью превратился в Ионыча, у которого и имени-то нет — одно прозвище. А человек без имени уже не человек. Он ноль, часть толпы, несмотря на то, что стал такой же достопримечательностью города, как и семья Туркиных.
Старцев мог изменить свою жизнь. Но он был слаб. Путь духовного становления казался ему «беспокойным» — и он выбрал дорогу к материальному благополучию. Герой достиг высокого положения в обществе — но что оно ему дало? Безрадостное одинокое существование — вот, в сущности, чего достиг Ионыч. Он не смог противостоять влиянию среды — она убила в нем человека.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч»