Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч»

Творчество А. П. Чехова — новая стадия в развитии русской литературы. В своих произведениях писатель продолжил рассмотрение проблемы личности и среды.
Первые реалисты считали, что в распаде личности виновата среда. А. П. Чехов, наряду с Ф. М. Достоевским, М. Е. Салтыковым-Щедриным доказывают, что сам человек ответственен за свою судьбу.
Проблема личности и среды широко поставлена в рассказе «Ионыч» (1898). Рассказ состоит из пяти глав. Каждая глава является своеобразной вехой в истории жизни главного героя. В первой главе молодой врач Дмитрий Ионович Старцев приезжает в уездный городок Дележ работать земским врачом. Он знакомится с самой образованной семьей в округе — Туркиными.
Глава семейства — Иван Петрович — считается человеком остроумным, шутником. Он мастер произносить остроты. Он всегда — душа общества. Любимое словечко Ивана Петровича — «недурственно». Его жена — Вера Иосифовна — считает себя талантливой писательницей. По вечерам она читает гостям свою повесть, которая неизменно начинается словами «Мороз крепчал…». В это время из открытых окон доносился стук ножей и жареного лука. Все гости находились в ожидании обильного ужина.
Дочь Туркиных Катя, Котик, мечтает быть пианисткой, учиться в московской консерватории. Играя на этом инструменте, она так сильно ударяла по клавишам, что Дмитрий Ионыч представлял себе бурный каменный поток, мчащийся с горы.
Немногими яркими красками А. П. Чехов рисует типичную обывательскую семью. Что должен здесь почувствовать молодой интеллигентный человек? Скорее всего, отвращение. Но уже в первой главе автор показывает, что пропасть между миром обывателей и внутренним состоянием героя не так уж велика. Дмитрий Ионович уже близок к тому, чтобы вступить в эту среду. Вторая глава рассказывает о романтическом свидании Старцева на кладбище, которое так и не состоялось. Легко можно представить себе чувства, мысли, настроение героя, который идет на свидание с любимой девушкой. Но А. П. Чехов постоянно развенчивает «высокий» образ мыслей своего героя. Вокруг безмолвие, слышны резкие шаги, воют собаки. В этой обстановке Старцев думает: «Ох, не надо бы полнеть».
Третья глава является кульминацией рассказа. Дмитрий Ионович, наконец, решил сделать предложение Котику. Стоит прекрасный день. Герой приезжает к Туркиным. Но ему кажется, что еще рано говорить с ней о своих чувствах. В итоге он делает предложение поздно ночью в чужом фраке. Котик отказывает ему. Она верит, что впереди ее ждет блестящее будущее. Старцев в ярости, три дня он был сам не свой.
В четвертой главе происходит встреча героя с Котиком. Прошло несколько лет. Героиня вернулась из Москвы, поняла, что не может быть пианисткой. Новая встреча происходит в саду. Но как изменились оба героя. Писатель уже не описывает состояние природы. Сказано только, что было темно. Несколько раз повторяются слова «огонек затеплился, разгорался и погас».
Теперь уже Котик пытается вернуть ушедшие чувства, признается Дмитрию Ионычу в любви. Но тот остается холоден и равнодушен к ее словам. Старцев давно не верит в настоящую любовь. Герой открыл в городе большую частную практику. Позволяет себе кричать на больных.
Пятая глава — эпилог. Это своеобразный итог жизни главного героя. Он важно восседает на своей бричке в богатом бархатном кафтане, бьет кучера. Язык слов ему заменил стук палки. У Ионыча уже есть имение в два дома, но этого герою мало. Он «еще больше пополнел, разжирел, тяжело дышит, ходит, откинув назад голову».
Во многом Ионыч теперь напоминает «языческого бога». Его горло заплыло жиром. Когда герою говорят о Туркиных, он вскользь роняет: «Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?»
У этого рассказа особый подтекст. Даже сюжет символичен. Это своего рода роман, потому что в нем показано становление личности от начала и до конца. Каждая глава отделена от предыдущей определенным промежутком времени. При этом герой каждый раз опускается по нравственной лестнице все ниже и ниже.
Сама композиция подчеркивает деградацию героя. В последней, пятой главе, автор ведет повествование в настоящем времени. Именно здесь открыто выражено отношение писателя к своему герою: «жадность одолела», «кричит своим неприятным голосом». Чехов знает конец истории Старцева. Поэтому он ведет повествование ретроспективно.
Автор показывает, какие условия повлияли на героя и какие качества он развил в себе. Настойчиво звучат слова «уже», «теперь», «прежде». Чехов сталкивает в своем небольшом рассказе разные временные промежутки. Так достигается внутреннее единство всех этапов жизни героя. При этом заметный временной отрезок (более десяти лет) приходится на малый объем произведения. Время соотносится с неподвижным обывательским бытом. Впечатление повторяемости, многократности автор усиливает такими словами, как «всякий раз», «по-прежнему», «тоже говорили», «каждую осень». Писатель описывает одни и те же ситуации, позы, жесты героев. Например, лакей Пава принимает заученную трагическую позу («Умри, несчастная!»), много раз повторяет свои анекдоты Иван Петрович, Вера Иосифовна вечерами читает гостям романы. Чехов не говорит, что именно исполняла Катерина Ивановна, но точными эпитетами передает впечатление от ее игры: «длинно», «трудно», «шумно», «однообразно».
Особое значение в расказе имеет деталь. Это и запах жареного лука в доме Туркиных как символ мещанства, разноцветные бумажки, которые, от неуемной жадности, вынимает изо всех карманов Ионыч. Это и вскользь брошенные замечания писателя («своих лошадей у него пока еще не было»). Это и портретные зарисовки: описания Старцева в пятой главе («пухлый, красный, с мясистым затылком», «прямые, деревянные руки», «тонкий, визгливый голос»).
Все эти детали прямо говорят об авторском отношении к образу Старцева. Кроме того, важен и образ брички Старцева. Если в первой главе этот герой ходил пешком, напевал строки из классических романсов, то в пятой у него уже своя «тройка с бубенчиками», свой кучер Пантелеймон.
Особое значение для раскрытия образа главного героя играет пейзаж. Сияние луны на кладбище, таинственная тишина, «широкие аллеи», «сонные деревья» говорят о вечном, непреходящих ценностях. Сад Туркиных осенью печален, идет мелкий дождь. Это своеобразный символ однообразной провинциальной жизни, утратившихся надежд.
Чехов использует и так называемый «минус-прием». Пейзаж отсутствует, когда Катерина Ивановна признается в любви уже изменившемуся Старцеву. В саду было темно так же, как и в душе Старцева.
Символично и само название рассказа. Сначала герой именовался Дмитрием Ионычем, не общался с обывателями. Все называли его «поляком» не за важность и надутость, а за непохожесть на других. Но те же обыватели и назвали его просто Ионычем. Это имя стало своеобразным символом косности, деградации, замкнутости, жадности.
Этим рассказом Чехов изнутри подрывает основы мещанского общества. Все художественно-изобразительные средства произведения подчинены одной задаче — описанию деградации личности главного героя. В этом виновна не только среда, но и сам герой. Его нравственный багаж невелик, внутренне он давно уже слился с обществом.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч»