Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова “Ионыч”

Что важнее – жить
Или притворяться, что живешь?
П. Коэльо
Рассказы А. П Чехова просты, коротки, но за этой видимой просто той скрывается глубокий смысл, многое приходится читать между строк. Как говорил сам писатель: “Краткость сестра таланта”. Какова же проблематика рассказа “Ионыч”. А. П. Чехов поднимает такие нравственные проблемы, как стяжательство, пошлость, потеря ценностных ориентиров, ренегадство, влияние окружающей среды на человека, обывательство и мещанство. Однако центральное место в произведении занимает

проблема перерождения личности, духовной деградации. На примере Дмитрия Ионовича Старцева Чехов показывает падение души человеческой.
Что же превратило молодого, энергичного, мыслящего Дмитрия Ионовича Старцева в раздражительного, безнравственного стяжателя Ионыча? Огромное влияние на духовную деградацию главного героя оказалась среда, в которую ему волей судьбы пришлось попасть. По приезде в губернский город он ставил перед собой высокие цели – помогать несчастным, больным людям, но чем больше “варился” в обществе скучных, необразованных и никчемных обывателей, тем больше становился на них похожим.
Единственной нитью, которая могла спасти его от духовного перерождения, была любовь. Ее сила возвышала Дмитрия Ионовича над серой однообразной действительностью. Но тут следует обратить внимание на “холодный тяжелый кусочек” в голове главного героя. Перед тем как поехать на свидание, которое Екатерина Ивановна назначила на кладбище, он задумывается: “А к лицу ли ему, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам…”. Перед нами открываются такие черты характера главного героя, как самолюбие и “барские замашки”. И именно этот самый “холодный кусочек” после того, как любовь была отвергнута, разрастается до невиданных размеров и заменяет душу. Дмитрий Ионович становится таким же обывателем, как и другие жители города. Это отражается в его имени.
Авторскую позицию довольно сложно проследить. На мой взгляд, А. П. Чехов не обвиняет главного героя в желании иметь хороший дом, жить в достатке. Он лишь желает показать на примере Ионыча, что любой труд обесценивается, если не вкладывать в него частичку своей души.
Со своей стороны я не испытываю ни жалости, ни сочувствия к главному герою, мне кажется, что он сам виноват в духовном падении. Несомненно, противостоять влиянию среды очень сложно, к тому же когда пошлость заразительна. Но ведь главный герой еще молод, он может все изменить, однако вместо этого он опускает руки, плывет по течению, изменяет себе и свои целям. С подобной проблемой мы сталкиваемся в произведении Лескова “Премудрый пескарь”. И пескарь Иваныч, и Ионыч только притворяются, что живут, ведь как можно жить, не имея перед собой никаких целей? Это скорее примитивное существование. Кажется, что такие понятия, как обывательство и мещанство должны были бы исчезнуть из нашей жизни. Но к большому сожалению, сталкиваемся мы с ними очень часто. Сколько людей в наши дни живут “в футляре”, они приходят в этот мир ни с чем и уходят, не оставив ни малейшего напоминания о себе.
Таким образом, А. П. Чехов на примере рассказа Ионыч показывает, как легко может духовно деградировать человек, как свободная мыслящая натура может стать никчемным обывателем.



spacer
Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова “Ионыч”