Читать Ф. М. Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений является роман «Преступление и наказание».
Проблема, над которой бился главный герой Достоевского Раскольников (как освободить человека от страданий), оказалась в романе не раскрытой, ибо автор и сам не видел пути ее разрешения. Но на пути к нему автор исследует и раскрывает трагические противоречия действительности, которые несправедливо губят человека, давят его.
Мир героев романа «Преступление и наказание» тревожно непривычен. Почти все центральные фигуры романа — социально отверженные, главный герой и его избранница — это «убийца и блудница». Это живые, но душевно изуродованные люди, они страдают так мучительно, что читать об этом больно.
В романе почти все — «бывшие». Раскольников — бывший студент, Мармеладов — бывший чиновник, Соня — бывшая барышня, малыши Катерины Ивановны — бывшие «дворянские дети», которых нищета выгоняет на улицу просить милостыню, то есть герои Достоевского отторгнуты от реальной житейской практики. Почти все они не заняты ничем, нет у них и нормального семейного очага, своего крова, все люди в романе осиротевшие личности распавшихся семей: Мармеладовы, Соня, Раскольников, Дуня, Пульхерия Александровна — существуют на чужом месте и временно. Мы встречаем их на постое в номерах, в углах, на временном пристанище у знакомых. Многих из них гонят и с этого случайного места. Страшно звучит вопрос Мармеладова: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Ибо надо, значит, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…» Почти все они вольные или невольные «вечные странники». Нет у них и душевного покоя. Да и весь Петербург вообще — город полусумасшедших. Настрой у большинства героев подавленный. Спокойного тона нет. То и дело страшные картины сменяются еще более ужасными: вот женщина бросается с моста в реку. Перед нами на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния. Вот пьяный, опустившийся, полубезумный, но тем не менее ясно понимающий ужас и безвыходность своего положения Мармеладов. Вот Катерина Ивановна с детьми на улице. Нищие, они вынуждены просить милостыню.
Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых практически нет выхода. Ощущение безысходности толкает Соню на панель, а Раскольникова доводит до преступления и почти до безумия.
Что же будет с человечеством, которое калечат и развращают сегодня? Это волновало Достоевского. Ведь и преступление Раскольникова есть отчасти протест против социального устройства. Особенно же волновала писателя участь детей. Дети — надежда каждого народа, его будущее.
Страдания детей для Достоевского — один из главных признаков несправедливо устроенного мира.
На страницах романа писатель, рассказывая о детях, разоблачает чудовищную преступность общества, потому что в этом обществе страдают дети, льются детские слезы.
О жизни детей в условиях капиталистического города говорили и современники Достоевского: писатели и художники. Все мы хорошо помним стихотворение Некрасова «Плач детей», картины Маковского «Свидание» и Перова «Тройка». На лицах детей выражение безысходных страданий, следы вечных побоев, в их лохмотьях, позах, в измученных глазах отражена целая жизнь.
Достоевский пишет о горькой доле детей, об их страданиях и-‘ этим разоблачает существующий строй.
Писатель считал, что общество, в котором страдают дети,- преступно.
Главный герой романа — Раскольников, но все его поступки обращены к детям. При виде пьяной девочки Раскольников испытывает чувство гнева к франту, ненависть к тем, кто ее погубил, желание помочь девочке. Раскольникова поражает система, по которой живет общество: «Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год… куда-то… к черту, должно быть, чтоб остальных освежить и им не мешать».
При встрече с несчастными детьми у Раскольникова обостряется ненависть к окружающему миру. Слезы Коли и Лени, робкий, потерянный взгляд Поли, вынужденных просить милостыню, не могут не тронуть человеческое сердце, не вызвать возмущения существующим режимом, который уродует людей, делает их несчастными.
«Высокая и тоненькая, как спичка, Поля, обхватившая его (брата) шею длинною, высохшею рукой. Она со страхом следила за матерью своими большими-пребольшими темными глазами, которые казались еще больше на ее испуганном и исхудавшем личике».
Как и Достоевский, Раскольников видит в детях чистоту, доброту, свет, утраченные взрослыми. Чистый мир души раскрывается во сне Раскольникова.
Видя, как избивают старую клячу. Родя плачет. «С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку.
— Папочка! За что они… бедную лошадку… убили!»
Взрослые, видя эту картину, остаются равнодушными. Все лучшее, что несут взрослые герои романа, Достоевский связывает с миром ребенка.
Соню озаряет ореол чистоты и даже святости, и в этом вопиющий контраст с ее грязной профессией. Страшная судьба этой девушки-ребенка — наиболее веское доказательство преступности общества. Ведь дети не только тепло и свет для людей в настоящем, они — их будущее. Без них невозможна жизнь человечества на земле.
Мало кто сумел так близко подойти к детской душе и так глубоко в нее проникнуть, как Достоевский. Да и не только в детскую.
Достоевский не пишет о жизни каждого дня. Герои его книг раскрываются перед читателем в часы и дни таких событий, какие могут выпасть на долю одного человека один только раз в жизни, а могут и не выпасть никогда.
На похоронах Ф. М. Достоевского среди множества венков был и венок от детей.
Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием. Это очень нужное человеку чувство: сострадание. Мы страдаем вместе с героями, и это обогащает наши души. Хотелось бы, чтобы это понимали все.
Ф. М. Достоевский — один из самых серьезных русских писателей, в его книгах подняты труднейшие философские проблемы, которые передаются читателям в форме увлекательного чтения со множеством удивительных мыслей, идей, например: «Жизнь хороша, и надо сделать так, чтоб это мог подтвердить каждый».
Творчество Достоевского оказало мощное влияние на русскую и мировую литературу.