Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне»

Пьеса М. Горького «На дне» — философская драма, в которой драматург обнажил проблемы социальной действительности. Его тревожит нищета, в которой живут представители народной среды. Персонажи драмы «На дне» вынуждены вести жалкое существование в темной, сырой ночлежке. Это страшное «общежитие», где нет места личной жизни; где человек не может побыть один; где люди спиваются (как Актер), где девушки продают свою молодость и красоту (как Настя)…
Какие же нравственные проблемы поднимает Горький на страницах своей пьесы?
Драматург

показывает, что античеловеческие условия «дна» калечат человека. Даже такое возвышенное чувство, как любовь, вместо того, чтобы обогащать человеческую личность, облагораживать душу человека, ведет к смерти, увечью, убийству, каторге. Любовь, в изображении Горького, лишена красоты, благородства. Костылев разыскивает в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с одним из обитателей страшного «общежития» — Васькой Пеплом. Но для Васьки Василиса лишь источник удовлетворения физических потребностей, любит же он Наташу… И тогда Василиса, дабы убрать со своего пути молодую соперницу, свою сестру,
ошпаривает ее кипятком….
Люди в пьесе «На дне» теряют свой человеческий облик: Василиса мечтает избавиться от своего мужа, хозяина ночлежки, Костылева, не только ради избавления от побоев.
Она просит Пепла: «Освободи меня…от мужа! Сними с меня петлю эту…», «Он в меня, как клоп, впился…четыре года сосет! А какой он мне муж?» Но причина кроется не только в нежелании женщины терпеть унижения со стороны мужа-деспота (она — «зверь-баба», подстать своему жестокому супругу). Василиса очень хочет стать полновластной хозяйкой денег Костылева. И приводит этот факт в качестве весомого аргумента Ваське Пеплу, убеждая его убить Костылева: «Деньги будут…». Насколько ужасен, насколько безнравственен мир, если женщина, олицетворение красоты, материнства, нежности, домашнего очага с его уютом, воплощает в себе все зло мира. Она способна хладнокровно уговорить человека на убийство, искалечить родную сестру, ошпарив ей кипятком ноги. Хорошо и правильно сказал Васька своей любовнице, имея в виду женщин: «…души в тебе нет, баба… В женщине — душа должна быть. Мы — звери…нам надо… надо нас — приучить…а ты — к чему меня приучила?..». Лука называет эту женщину «дьяволицей»…
Настя, 24 летняя молодая женщина, торгует собой, чтобы не умереть с голоду. Она — продажная девка, в глубине души мечтающая о большом, искреннем чувстве. «Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились…», «Ненаглядная, говорит, любовь моя! Родители, говорят, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни»,- рассказывает Настя. А ведь это крик души несчастной девушки, мечтающей о том, чтобы ее полюбили по-настоящему! Обитатели ночлежки знают, что все рассказы ее — всего лишь россказни, мечты, выдаваемые за действительность. На мой взгляд, они могли бы быть снисходительнее к несчастной девушке, а не насмехаться над ней, издеваясь над слабостью мечтающего человека.
Олицетворением полной безнравственности является хозяин ночлежки, Костылев. Этот грубый, злой, желчный человек к тому же еще и страшный трус. Ему прекрасно известно о любовной связи жены с Васькой. Но он труслив и не может раз и навсегда, как мужчина, решить эту проблему, жестко поговорив с Пеплом. Он даже будто бы боится застать их вместе, поскольку в этом случае ему придется, на правах мужа, наказать обольстителя и скорее всего — драться! Но Костылев боится отчаянного, смелого Ваську Пепла! Поэтому он делает вид, что ничего не знает о любовной связи жены с молодым вором. Костылев — жадный человек, готов на любое преступление ради денег!
Безнравственным, аморальным выведен ночлежный мир в драме Горького. Здесь лютуют, словно два зверя, супруги Костылевы. Не имеют никакого значения родственные связи. Костылев относится к сестре своей жены, Наташе, будто «зверь лютый»; теснит ее, попрекает каждым куском хлеба. Василиса изуродовала, ошпарив кипятком, родную сестру… В этом мире в людях живет уверенность, что «честь — совесть» — удел богатых, бедным же она не нужна, ведь ее вместо сапог на ноги не наденешь. Васька Пепел уверенно заявляет: «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть!» В этом мире человек, чтобы забыться, пьет. И все-таки даже здесь люди горят желанием жить иной жизнью — интересной, честной, красивой. Вор и сын вора Васька Пепел говорит: «Надо так жить,…чтобы самого себя можно было мне уважать». Честный рабочий Клещ заявляет: » Я — рабочий человек…Ты думаешь — я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…». В этом мире в людях иногда все же живет сострадание к обиженным. Квашня жалеет умирающую Анну, кормит ее пельменями, Актер заботливо выводит Анну подышать свежим воздухом… Пусть и спорна философия старца Луки, но философия эта добрая. И звучат в сырой ночлежке, грязной и убогой, красивые, высоконравственные слова о необходимости доброго отношения к человеку.



spacer
Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне»