Нравственные проблемы в пьесе Горького “На дне”

Пьеса М. Горького “На дне” – философская драма, в которой драматург обнажил проблемы социальной действительности. Его тревожит нищета, в которой живут представители народной среды. Персонажи драмы “На дне” вынуждены вести жалкое существование в темной, сырой ночлежке. Это страшное “общежитие”, где нет места личной жизни; где человек не может побыть один; где люди спиваются (как Актер), где девушки продают свою молодость и красоту (как Настя)…
Какие же нравственные проблемы поднимает Горький на страницах своей пьесы?

/> Драматург показывает, что античеловеческие условия “дна” калечат человека. Даже такое возвышенное чувство, как любовь, вместо того, чтобы обогащать человеческую личность, облагораживать душу человека, ведет к смерти, увечью, убийству, каторге. Любовь, в изображении Горького, лишена красоты, благородства. Костылев разыскивает в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с одним из обитателей страшного “общежития” – Васькой Пеплом. Но для Васьки Василиса лишь источник удовлетворения физических потребностей, любит же он Наташу… И тогда Василиса, дабы убрать со своего пути молодую соперницу, свою
сестру, ошпаривает ее кипятком….
Люди в пьесе “На дне” теряют свой человеческий облик: Василиса мечтает избавиться от своего мужа, хозяина ночлежки, Костылева, не только ради избавления от побоев.
Она просит Пепла: “Освободи меня…от мужа! Сними с меня петлю эту…”, “Он в меня, как клоп, впился…четыре года сосет! А какой он мне муж?” Но причина кроется не только в нежелании женщины терпеть унижения со стороны мужа-деспота (она – “зверь-баба”, подстать своему жестокому супругу). Василиса очень хочет стать полновластной хозяйкой денег Костылева. И приводит этот факт в качестве весомого аргумента Ваське Пеплу, убеждая его убить Костылева: “Деньги будут…”. Насколько ужасен, насколько безнравственен мир, если женщина, олицетворение красоты, материнства, нежности, домашнего очага с его уютом, воплощает в себе все зло мира. Она способна хладнокровно уговорить человека на убийство, искалечить родную сестру, ошпарив ей кипятком ноги. Хорошо и правильно сказал Васька своей любовнице, имея в виду женщин: “…души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть. Мы – звери…нам надо… надо нас – приучить…а ты – к чему меня приучила?..”. Лука называет эту женщину “дьяволицей”…
Настя, 24 летняя молодая женщина, торгует собой, чтобы не умереть с голоду. Она – продажная девка, в глубине души мечтающая о большом, искреннем чувстве. “Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились…”, “Ненаглядная, говорит, любовь моя! Родители, говорят, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни”,- рассказывает Настя. А ведь это крик души несчастной девушки, мечтающей о том, чтобы ее полюбили по-настоящему! Обитатели ночлежки знают, что все рассказы ее – всего лишь россказни, мечты, выдаваемые за действительность. На мой взгляд, они могли бы быть снисходительнее к несчастной девушке, а не насмехаться над ней, издеваясь над слабостью мечтающего человека.
Олицетворением полной безнравственности является хозяин ночлежки, Костылев. Этот грубый, злой, желчный человек к тому же еще и страшный трус. Ему прекрасно известно о любовной связи жены с Васькой. Но он труслив и не может раз и навсегда, как мужчина, решить эту проблему, жестко поговорив с Пеплом. Он даже будто бы боится застать их вместе, поскольку в этом случае ему придется, на правах мужа, наказать обольстителя и скорее всего – драться! Но Костылев боится отчаянного, смелого Ваську Пепла! Поэтому он делает вид, что ничего не знает о любовной связи жены с молодым вором. Костылев – жадный человек, готов на любое преступление ради денег!
Безнравственным, аморальным выведен ночлежный мир в драме Горького. Здесь лютуют, словно два зверя, супруги Костылевы. Не имеют никакого значения родственные связи. Костылев относится к сестре своей жены, Наташе, будто “зверь лютый”; теснит ее, попрекает каждым куском хлеба. Василиса изуродовала, ошпарив кипятком, родную сестру… В этом мире в людях живет уверенность, что “честь – совесть” – удел богатых, бедным же она не нужна, ведь ее вместо сапог на ноги не наденешь. Васька Пепел уверенно заявляет: “Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть!” В этом мире человек, чтобы забыться, пьет. И все-таки даже здесь люди горят желанием жить иной жизнью – интересной, честной, красивой. Вор и сын вора Васька Пепел говорит: “Надо так жить,…чтобы самого себя можно было мне уважать”. Честный рабочий Клещ заявляет: ” Я – рабочий человек…Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…”. В этом мире в людях иногда все же живет сострадание к обиженным. Квашня жалеет умирающую Анну, кормит ее пельменями, Актер заботливо выводит Анну подышать свежим воздухом… Пусть и спорна философия старца Луки, но философия эта добрая. И звучат в сырой ночлежке, грязной и убогой, красивые, высоконравственные слова о необходимости доброго отношения к человеку.