Народность в поэзии А. Т. Твардовского

Творчество Твардовского занимает особое место в литературе двадцатого века. Поэт обращается к вечным темам, которые затрагивались в русской литературе любой эпохи. И все же, о чем бы ни писал Твардовский, в центре его внимания — образ простого человека-труженика.
В суровые и жестокие годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского передавала военные настроения. Вершиной творчества этого периода является поэма «Василий Теркин», которую можно считать своеобразным памятником духу русского человека на войне:
Взвод на правом

берегу
Жив здоров назло врагу!
Лейтенант всего лишь просит
Огоньку туда подбросить.
А уж следом за огнем
Встанем, ноги разомнем.
Каждый солдат Великой Отечественной говорит о себе устами Василия Теркина: «…Был в бою задет осколком, зажило — и только толку. Трижды был я окружен, трижды — вот он! — вышел вон». Образ главного героя понравился фронтовикам. В нем не было казенной наигранности, навязанного патриотизма. Поэт очень высоко оценивает роль народа на войне. Твардовский прекрасно понимал, какие они, простые русские люди, солдаты, — смелые, отважно смотрят смерти в лицо, защищают
страну, не жалея себя. Также поэт осознавал, что кровью солдат омыта война, а слава и известность достается генералам:
… Разделен издревле труд:
Города сдают солдаты,
Генералы их берут.
В поэме-воспоминании «Дом у дороги» поэт повествует о стойкости и выносливости русского человека, о святости воинского долга, о любви, подвергавшейся тяжелым испытаниям. В войне гибли не только солдаты, но и женщины, старики, дети. В поэме главный герой возвращается домой, где его уже никто не ждет:
И отвести старались взгляд
Соседи в разговоре,
Чтоб не видать, как он, солдат,
Давясь, глотает горе.
В поэме «За далью — даль» поэт путешествует не только в пространстве от Москвы до Владивостока, но и во времени, осмысливая путь, пройденный страной и народом, русским народом!
Поэзию Твардовского можно назвать, без сомнения, энциклопедией жизни народа середины 20 века. Слово «Родина» для него — не пустой звук, это то священное, родное, что объединяет людей, живущих на одной территории. Каждое стихотворение поэта, каждая его поэма — своеобразный гимн родной земле и русскому человеку. В стихотворении «Кремль зимней ночью» Твардовский изображает главный символ России, который является светом «недавней трудной славы»:
Незримым заревом горят
На каждом выступе старинном
И Сталинград, и Ленинград,
И знамя наше над Берлином.
Своеобразным откровением русского солдата стало стихотворение «Я убит подо Ржевом…», в котором давно погибший человек все еще волнуется за будущее своей родины: «Братья, ныне поправшие крепость вражьей земли, если б мертвые, павшие хоть бы плакать могли! Если б залпы победные нас, немых и глухих, нас, что вечности преданы, воскрешали на миг».
Поэт не мыслит жизни без родных полей, лугов, рек, рассветов и закатов. Великие события отразились в его творчестве в форме прямого их изображения и как отдельные переживания, размышления о судьбе своей страны. Он говорит о том, что люди начали забывать о своих корнях, о ценностях более важных, чем покой:
Земля родная, что же сталось,
Какая странная судьба:
Не только юность, но и старость —
Туда ж, в город, на хлеба,
Туда на отдых норовила
Вдали от дедовских могил…
Твардовский не отделяет себя от народа, он вместе с ним и в горе, и в радости, в самые тяжелые моменты и в самые счастливые:
Перед лицом ушедших былей
Не в праве ты кривить душой, —
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой.
Твардовский — глубокий психолог, чувствующий человека, его внутреннее состояние, его мысли, взгляды, чувства. Этому способствовало «десятилетие вхождения в литературу». Все это время он занимался газетно-журнальной работой, учебой в институте. За эти десять лет он научился разбираться в людях, постигать суть происходящих событий. Поэтому Твардовский без гордыни, но с достойной уверенностью мог заявить: «Я это знаю лучше всех на свете — живых и мертвых, — знаю только я». Эти знания были получены не только в молодые годы, они формировались у поэта всю жизнь: во время войны — в окопах, во время мирной жизни — в российской глубинке и в столице. Все его произведения пронизаны любовью к родной земле и к народу, который не мыслит жизни без знакомых с детства полей, рек, озер, белых березок и яркого солнца.



spacer
Народность в поэзии А. Т. Твардовского