Изображение Великой Отечественной войны в поэме Твардовского “Василий Теркин”

В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, Твардовский приступил к работе над поэмой “Василий Теркин”. “Книга про бойца” была задумана как лирико-публицистический дневник, в котором на основе хронологического военного сюжета были отражены чувства и мысли автора, единые со всем народом.
В первых одиннадцати главах возникает картина первых месяцев войны: отступление, плен, ранения и гибель солдат, остающиеся в оккупации деревни. Это время превратило “наших стриженных ребят” в бойцов, продолжающих путь русского труженика-солдата.

В следующих двенадцати главах воспроизводится страшная действительность второго лета войны, “опоясавшего” страну фронтами от Дона до Ладоги. Это новый этап истории, так как здесь путь-дорога русских солдат поворачивает на запад.
Освобождение занятой врагом страны изображено в третьей части поэмы, начинающейся с третьим летом войны. Вдвое меньше половины остается до “судного дня” – “светлого дня Победы”, в который неизменно верит смертельно уставший, но не сломленный русский чудо-человек. В последней главе “От автора” подводится итог “повести памятной годины”.
В своей
поэме автор рисует вовсе не благоприятные обстоятельства. Единственный выход на войне – принять их, не впадая в отчаяние. Несколькими выразительными строчками дается описание этих обстоятельств. Ты ощущаешь тяжесть мокрой шинели, холод, идущий от небесной крыши, царапанье хвои по лицу, жесткие бугры на ночевке. Что-то древнее, почти звериное, проявляется в умении приспособиться к тому, что можно было бы назвать противоестественным. При этом обнаруживается особая физическая и духовная сила русского человека, простого солдата.
Обыкновенный, не исключительный, широко и густо рассеянный по военной земле человеческий тип, Теркин все же неповторимо индивидуален. Твардовский наделяет его некоторыми особыми чертами личности. Он концентрирует в характере героя редкое умение быть самим собой и делать единственно необходимое дело.
В поэме Теркин говорит от мира тех, кому на долю выпало пережить тяжелое начало войны, позор поражения и отступления, неразбериху, недоумение от происходящего. У Твардовского мы не найдем стальных интонаций упрека бойцам, для которых первые месяцы войны обернулись настоящей мукой. После этого воевать, имея “связь и часть”, казалось не самым тяжелым уделом.
Все произведение пронизывает лейтмотив жестокости природы, изуродованной войной, по отношению к человеку. Главный герой окружен пространством, мало пригодным для жизни. Так, зимний пейзаж составляет не предмет поэтического очарования, а ранит душу противоестественной обезображенностью:
На могилы, рвы, канавы,
На клубки колючки ржавой,
На поля, холмы – дырявой,
Изувеченной земли,
На болотный лес корявый,
На кусты – снега легли.
Земля теперь превращена в мерзлую груду снега и грунта. Люди дни и ночи проводят возле танков и орудий. Твардовский описывает то, что называется настроением поколения, проявлением национального характера.
На протяжении всех глав, в которых действует герой, от одного эпизода к другому все полновеснее раскрывается его характер. В главе “Переправа” Василий совершает настоящий подвиг. По ледяной ноябрьской воде, выполняя возложенное на него задание, он прорвался на вражеский берег под огнем противника. Разве немцы могли предположить такой отчаянный поступок со стороны русских? Все прошло благополучно.
В штабной избушке доктор спиртом растирает промерзшее тело бойца. Тут Теркин с юмором спрашивает:
Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри согреться мне,
Чтоб не все на кожу тратить?
На пользу пошла приятная стопка. Все, как есть, доложил пловец полковнику. Благодарный командир называет бойца “молодцом”, а тот, чтобы не упустить момент:
А еще нельзя ли стопку,
Потому, как молодец?
Такое “балагурство” Теркина свидетельствует не только о его находчивости, но и напоминает о больших потерях при переправе. Два взвода погибли целиком, и обратное возвращение было смертельно опасным. И в такой ситуации Теркин еще и шутит! Разумеется, двойная переправа требовала особой закалки и крепкого здоровья, а он – “обыкновенный”.
В своем произведении Твардовский не дает описания батальных сцен, крупных военных сражений. Его внимание сосредоточено на трудовых буднях простых солдат. Проявляемая смелость в главе “Кто стрелял?” – само собой разумеющаяся. Но рядом – еще и шутка, песня, которые поддерживают товарищей и дают жизненный урок, пробуждают презрение к немцам.
Фрагментарность книги определила включение в нее героев – солдат, которые в своей совокупности творили победу. Это и суровый и чуткий генерал, колоритная фигура солдата-бородача, дед, у которого Василий чинил часы.
А. Н. Твардовский создает огромное лиро-эпическое полотно – поэму “Василий Теркин”, посвященную страшному горю, тихой радости, обыденной жизни – Великой Отечественной войне.



spacer
Изображение Великой Отечественной войны в поэме Твардовского “Василий Теркин”