Начало романа М. А. Булгакова “Белая гвардия” (анализ 1 гл. 1 ч.)

Внимание и признание широкого круга читателей М. А. Булгаков начал завоевывать в начале семидесятых годов двадцатого века. Книги его читали тайком, хотя официального запрета на них не было.
Судьба писателя была трудной, но исключительно счастливой. Роман “Белая гвардия” – одно из значительнейших произведений писателя. Он начал публиковаться в 1925 году в журнале “Россия”.
В роман автор включил много биографических моментов и, наверное, именно поэтому относился к нему по-особенному, иначе, чем к другим своим произведениям.


Следует обратить внимание на эпиграф к первой части “Белой гвардии”. Автор приводит здесь цитату из “Капитанской дочки” А. С. Пушкина, книги, которая неоднократно упоминается в этой главе. Сразу вспоминаются кровавые времена пугачевщины, описанные в “Капитанской дочке”. Проводя параллели и соотнося слова, вынесенные в эпиграф, со временем действия в “Белой гвардии”, мы понимаем, что речь пойдет совсем о других Пугачевых, современных, образованных и с совершенно другими целями. Но, несмотря на это, Булгаков подчеркивает этими же несколькими строками свою связь с классикой, а именно – с историзмом
А. С. Пушкина. У автора в романе есть четкое разделение политических сил, главных действующих героев романа, четкое разведение их целей. И уже по названию романа, если знать, к какому времени относится действие, становится ясно, что будут и другие, им противоположные силы.
Есть точное указание на время происходящего – 1918 год, послереволюционный, который был “велик и страшен”. Дается описание двух планет – Венеры и Марса. Венеру Булгаков нарекает “пастушеской”, Марс – “красным, дрожащим”. Тем самым он подчеркивает не только противостояние, но и сосуществование двух сил – рабочей, спокойной и мирной, и революционной.
А далее автор знакомит нас с семьей Турбиных. Их дом, уклад жизни – все в духе того времени, когда они были воспитаны, счастливого времени. Мать похоронили тогда, когда, казалось бы, должна была начаться жизнь беззаботная, семейная – дочь Елена повенчалась с капитаном Сергеем Ивановичем Тальбергом, из долгих походов вернулся старший сын Алексей Васильевич Турбин.
Географические и местные названия точны, что указывает на возможную реальность истории, делает ее более жизненной, а оттого – более эмоционально воспринимаемой читателем. Немногим позднее мы узнаем, что есть еще Анюта, выросшая в доме Турбиной, и Николка – младший сын в семье. Он не понимает, зачем надо было отнимать мать сейчас, когда вся семья в сборе. Также он тогда еще не понимал, что все, что ни происходит, – к лучшему. И верно – то, что творится дальше, матери их было бы не пережить.
Потом – совсем недолгое путешествие в прошлое, за много лет до смерти. Дети еще совсем малы. Уютная старинная обстановка в доме – изразцовая печка, часы, непременный запах хвои в конце декабря и цветные свечи на зеленых ветвях ели… Много внимания уделяется описанию часов, которые “жили” в доме Турбиных дольно давно. Они били каждые на свой лад, и казалось, что если они перестанут бить, то в жилище станет совсем скучно. Одни из часов, купленные некогда отцом, пережили его самого, под их бой выросли все дети. Часы бессмертны, к счастью.
Много внимания уделяется вещам. Используется прием характеристики героев через обстановку, их окружающую. Не говорит Булгаков о том, как, когда и в каком духе воспитаны Турбины. Он лишь описывает их дом, и все становится ясно. Писатель легко вводит читателя в то время, когда происходит действие романа, “окружая” его вещами, “обитающими” в доме героев. Все описания реалистичны и детальны. Название Города не сообщается, но уже в самом начале ясно, что речь пойдет о Киеве.
Мать умерла и завещала Елене лишь одно – жить дружно. Но как можно жить дружно, просто жить, в такие времена? Елена, Алексей и Николка еще совсем молоды, а с севера уже дуют холодные ветра, земля погромыхивает под ногами. Этот страшный восемнадцатый год идет к концу, и не известно никому, что готовит следующий, хотя все прекрасно знают, что хорошего – ничего…
У первой части есть еще один эпиграф: “И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…”. Он взят из Откровения Иоанна Богослова, а проще – “Апокалипсиса”. Прочитав в начале повествования эти строки, невольно вспоминаешь их позже. В конце первой главыы отец Александр зачитывает вслух Алексею, ищущему у него утешения после смерти матери, слова “Третий ангел вылили чашу свою в реки и источники вод; и сделалась кровь”. Такая кольцевая, замкнутая композиция начала романа неслучайна – автор возвращает читателя к осмыслению строк, процитированных в ее начале. Так, как бы сообщив двумя эпиграфами основную тему, пронизывающую все произведение, автор признает великую силу этой книги – “Апокалипсиса”.
Манера повествования Булгакова глубоко символична. Весь роман, даже такая небольшая его часть – первая глава, пронизана образами-символами, образами-загадками: “Давно уже начало мести с севера, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже”. Понятно без всяких объяснений, что говорится о грядущем неотступно будущем, будущем не лучшем, будущем страшном: “Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую дочку сожгут в печи”. Напоминает пророчество все из того же “Апокалипсиса”, но более приближенного к жизни наших героев, написанного как будто специально для их семьи. Также слышна явная тревога Булгакова за судьбу пушкинского наследия, не только дорогого самому писателю, но и незаменимого для мировой литературы.
Во время разговора с отцом Александром Алексей смотрит в окно: “Ветви в церковном дворе закрыли и домишко священника. Казалось, что сейчас же за стеной тесного кабинетика, забитого книгами, начинается весенний, таинственный спутанный лес”. И опять же – предсказание грядущего, спутанного, темного и непонятного, как этот лес за окнами. Ясно, что придется пройти через множество лишений, реки крови и смерть, прежде чем понять и увидеть, что же ждет за темными лесами, тогда, когда перестанет дуть холодный северный ветер, перестанет крутить буран и погромыхивать земля.



spacer
Начало романа М. А. Булгакова “Белая гвардия” (анализ 1 гл. 1 ч.)