«На всех московских есть особый отпечаток» (старая Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

А. С. Грибоедов был человеком, много сделавшим для своего Отечества. Отважный военный, талантливый дипломат, он вошел также и в литературу как создатель поистине гениального произведения — комедии «Горе от ума». Произведение было настолько «легко», что разлетелось на крылатые выражения, четверостишия, фразы. И в наши дни можно нередко услышать строки из комедии: «Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног», «Где оскорбленному есть чувству уголок», «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок» и многие другие. «Комедия

нравов» создавалась в 19 веке, но она не утратила своей актуальности и сегодня.
Свою комедию Грибоедов дописывал в Москве зимой 1823-1824 годов. Москва была городом его детства и юности, у автора было желание как можно точнее и достовернее узнать московскую жизнь. Он хотел отразить ее в пьесе по непосредственным живым наблюдениям, относящимся к тому же времени, когда происходит действие комедии. В Москве наиболее четко проявлялись общие принципы устройства дворянского мира, повседневная жизнь дворянского общества, там значение родственных связей, чинов и денег выступало в неразрывности и гармонии.
Грибоедовская
Москва — это город, где отслужившие свое тузы «живут и умирают». Эти тузы вместе со своими семействами представляют собой единый образ — «фамусовское общество», собравшееся на балу. В нем и нашли отражение все реальные черты московского дворянства.
В центре этого круга стоит Павел Афанасьевич Фамусов — богатый помещик и крупный чиновник, имеющий большой вес среди московского барства. Это «старовер», ярый сторонник крепостничества и самодержавия. Косность, консервативность, обращенность в прошлое — вот основные характеристики Фамусова. Он благоговейно вспоминает о давно минувшем веке Екатерины: «Тогда не то, что ныне: \ При государыне служил Екатерине. \ А в те поры все важны, в сорок пуд…\ Раскланяйся, тупеем не кивнут. \ Вельможа в случае, тем паче, \ Не как другой, и пил, и ел иначе». Он выражает взгляды целого слоя заядлых реакционеров — «старичков», которые недовольны современной политикой Александра I, «засудят о делах, что слово — приговор». Это «прямые канцлеры в отставке по уму», которые свои сужденья черпают из забытых газет времен Очакова и покоренья Крыма». Но именно они и задают тон жизни в Москве, «без них не обойдется дело».
Все новое, прогрессивное воспринимается Фамусовым и его гостями как угроза для их господствующего положения. Именно поэтому они так единодушны в оценке Чацкого, который кажется им вольнодумцем. Прогрессивный человек, декабрист по взглядам, убеждениям и моральным принципам, он кажется им проповедником «бездумных дум и мнений».
Источник «вольности» московское общество видит в образовании: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей». Спасенье от «рассадников» образования Фамусов видит лишь в одном: «Собрать бы книги все да сжечь». Воспитание, которое получают дети московских дворян, делает их чуждыми всему русскому. «Смешенье языков французского с нижегородским» — итог такого воспитания. Именно вследствие рабского, слепого подражания Западу в России «ни звука русского, ни русского лица» скоро можно не найти.
Ценность человека в московском обществе определяется количеством принадлежащих ему крепостных душ. «У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: пусть плохонький, но если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених», — наставляет Фамусов свою дочь Софью. Полковник Скалозуб, недалекий и беспринципный карьерист, становится для Фамусова объектом особой симпатии, ведь он «и золотой мешок, и метит в генералы». А значит, самая подходящая партия для его дочери. «Сергей Сергеич, дорогой!» — льстиво говорит с ним Фамусов.
Люди, стоящие ниже на социальной лестнице или менее богатые, «фамусовскому обществу» видятся ничтожными и недостойными уважения. «Ослы! Сто раз вам повторять!», — кричит на слуг Фамусов. «А Чацкого мне жаль. По-христиански так; он жалости достоин…имел душ сотни три», — выносит вердикт «фамусовское общество», чванливо восклицая, что «только здесь еще и дорожат дворянством». Княгиня Тугоуховская, стремясь найти дочерям достойных женихов и рассматривая поначалу кандидатуру Чацкого, кричит супругу: «Князь, князь! Назад!». Она узнала, что ее потенциальный жених беден. «Уж чужих имений мне не знать!» — обиженно заявляет Хлестова, споря о количестве крепостных у Чацкого.
Карьера, богатство, почести — вот смысл жизни Фамусова и его круга. Максим Петрович, вельможа екатерининского времени, Кузьма Петрович, камергер двора — вот образцы для подражания. Эти внесценические персонажи помогают раздвинуть автору рамки сатирической картины за пределы Москвы.
Служба для Фамусова и его «соратников» — лишь источник дохода, они не занимаются делами по существу. Фамусов заявляет: «Обычай мой такой: подписано, и с плеч долой». Зато протекция, семейственность, кумовство очень популярны «в казенном месте»: «Ну как не порадеть родному человечку!» Ту же картину можно наблюдать и в военных кругах: «чтоб добыть чины, есть многие каналы». Ни интересы страны, ни развитие общества не заботят этих людей. Лишь личная выгода, деньги и чины!
Дитя «фамусовского общества» и его «достойный» преемник — Молчалин. Все черты чиновничьего мира очень полно раскрыты в его образе. Благодаря Фамусову этот герой попал в Москву и продвигается по службе. «А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных» — говорит про него Чацкий.
У Молчалина есть два таланта — «умеренность и аккуратность». Такие ловкие секретари, в «век покорности и страха» служащие «лицам, а не делу», обязательно добьются успеха, достигнут высоких постов.
Что же, «фамусовское общество» будет жить дальше?! К счастью, в комедии существует образ Чацкого, воплотивший лучшие черты прогрессивных людей. Столкновение Чацкого и «всех московских» — суть общественного конфликта. Чацкий обличает все устаревшие устои общества. «Нет, свет уж не таков», — с надеждой восклицает он.
К сожалению, человеческие пороки не проходят бесследно. Это страшно, но и сегодня мы можем видеть в нашем обществе гнилые черты фамусовщины. Хорошо, что есть комедия «Горе от ума», она всегда актуальна и позволяет взглянуть на самих себя со стороны.



spacer
«На всех московских есть особый отпечаток» (старая Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)