Мои размышления над романом А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман Пушкина «Евгений Онегин» — новаторское произведение, сложное для литературоведческого разбора. Гениальный поэт скрыл в своем «романе в стихах» много загадок, но и дал ответы на многие вопросы, недаром «Евгения Онегина» называют «энциклопедией русской жизни».
Сам Пушкин во вступлении к «Евгению Онегину» так охарактеризовал свое творение: «собранье пестрых глав, / Полусмешных, полупечальных, / Простонародных, идеальных…» Кроме того, поэт определял свое произведение как «свободный роман».
И действительно, в «Евгении Онегине» нет стройного повествования о героях и событиях. Здесь Автор-повествователь то и дело «отступает» от рассказа о героях и событиях, предаваясь «вольным» размышлениям на биографические, житейские и литературные темы. Так, мы становимся свидетелями его размышлений о любви, дружбе, о женщинах, творчестве и искусстве, о молодости и смерти и т. д. Автор погружает нас в воспоминания о событиях собственной жизни, мы присутствуем при его оценке жизненных явлений («Чем меньше женщину мы любим…»; » Врагов имеет в мире всяк…»; «Конечно, вы не раз видали / Уездной барышни аль бом…»; «Блажен, кто смолоду был молод…» и т. д.).
Кроме того, герои и Автор в романе постоянно «меняются местами», поочередно оказываясь в фокусе внимания. Благодаря такой «чехарде» складывается впечатление, что произведение построено по принципу «альбомного», внешне не мотивированного, соединения сюжетного повествования и лирических отступлений Автора. Да и само сюжетное повествование в романе неоднородно — оно постоянно сопровождается авторскими репликами («С героем моего романа…Позвольте познакомить вас…»; «Вот мой Онегин на свободе»; «Вы согласитесь, мой читатель, Что очень мило поступил С печальной Таней наш приятель» и т. п.).
В ряде отступлений Автор иронизирует над чуждыми ему представлениями о жизни, а иногда и откровенно их высмеивает. Объекты авторской иронии в таких отступлениях — пошлость и лицемерие, зависть и недоброжелательность, душевная лень и разврат, замаскированные светское благовоспитанностью («Чем меньше женщину мы любим…»; «Врагов имеет в мире всяк…»; «Конечно, вы не раз видали / Уездной барышни аль бом…»; «Блажен, кто смолоду был молод…»).
Автор, в отличие от «достопочтенных читателей», не сомневается в подлинных жизненных ценностях и духовных качествах людей. Он верен свободе, дружбе, любви, чести, ищет в людях душевной искренности и простоты.
Сюжет романа внешне напоминает набросок хроники жизни героев. Уже в первой главе, содержащей предысторию Онегина, подробно рассказано об одном дне его жизни, а события, связанные с приездом в деревню, просто перечислены. В деревне Онегин провел несколько месяцев, но многие подробности его деревенской жизни не даже не упоминаются. Достаточно полно воспроизведены лишь отдельные эпизоды (поездка к Лариным, объяснение с Татьяной, именины и дуэль). А почти трехлетнее путешествие Онегина, которое должно было связать два периода его жизни, просто опущено.
Интересно, что многие сюжетные ситуации в романе намечены, но остаются нереализованными. Автор создает впечатление, что в его руках множество вариантов развития событий, из которых он выбирает необходимый или вовсе отказывается от выбора, предоставляя сделать это самому читателю.
Этот принцип сюжетной «многовариантности» задан уже в первых строфах романа: Онегин (и читатель) не знает, что ждет его в деревне — томительное ожидание смерти дяди, или, напротив, он приедет уже хозяином «прелестного уголка». Позднее Автор сообщает и о другом, нереализованном, варианте жизни героя: «Онегин был готов со мною / Увидеть чуждые страны». В финале романа, буквально «бросая» Онегина, Автор как бы предлагает читателю самому выбирать среди множества возможных вариантов завершения сюжета.
Традиционные романные схемы — преодоление препятствий, возникающих между влюбленными, любовное соперничество, счастливая развязки — Пушкин намечает, но решительно отбрасывает. В самом деле, перед Онегиным и Татьяной, Ленским и Ольгой не возникает никаких внешних препятствий, ничто не мешает, казалось бы, счастливому завершению их отношений. Так, Татьяна любит Онегина, он симпатизирует Татьяне. Все соседи дружно прочат Онегина ей в женихи, но Автор избирает путь, диктуемый не логикой «семейственного» романа, а логикой характеров героев.
Свершившийся вариант судьбы Ленского дополнен еще двумя, нереализованными. Уже после смерти героя Автор размышляет о двух его «уделах» — высоком, поэтическом, о жизни «для блага мира», и вполне обыкновенном, «прозаическом»: «Расстался б с музами, женился, / В деревне, счастлив и рогат, / Носил бы стеганый халат».
Все варианты сюжетного действия, на первый взгляд, противоречат друг другу, но повествователю они в равной мере необходимы. Он подчеркивает, что роман возникает из набросков, черновиков, из уже «отработанных» другими писателями романных ситуаций. Кроме того, неосуществленные сюжетные варианты становятся важными элементами характеристики героев, указывающими на возможные перспективы развития их судеб.
И все же, несмотря на очевидную фрагментарность, прерывистый характер повествования «как бы между делом», «Евгений Онегин» воспринимается как произведение, имеющее продуманную структуру, «форму плана».
Таким образом, «Евгений Онегин» — новаторское и виртуозно выписанное произведение Пушкина, свободное по форме и стилю изложения и, в то же время, выстроенное в строгой логике. Оно, первое в русской классической литературе, открывает читателям глубины человеческой натуры и все богатство «русской жизни» 19 века.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Мои размышления над романом А. С. Пушкина «Евгений Онегин»