Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный.
По еще не открытым Памирам.
Читая строки стихотворения «Грядущие гунны», удивляешься прозорливости и интуиции их автора — В. Брюсова, одного из самых ярких поэтов Серебряного века. В. Брюсов посвятил написанию этого стихотворения почти целый год.
В его строках, тревожных, эмоциональных, — предчувствие того государственного переворота 1917 года, который изменил весь мир, дал власть тем людям, которые еще вчера были никем…
Конечно, ни в коем случае нельзя окрашивать историю исключительно в черные цвета. Революция открыла путь к знаниям, ликвидировала безграмотность, боролась с беспризорностью и безработицей. Во многом благодаря ей открывались школы, больницы, людям предоставляли бесплатную медицину и бесплатное образование. Советское общество строило заводы и фабрики, выращивало богатые урожаи, возводило новые города, покоряло целинные земли.
Но, помимо этого, новая власть несла в себе, бесспорно, разрушительное начало. Гибла культура, веками создаваемая нашими предками. Были разрушены тысячи храмов, над верующими смеялись, их презирали. Революция принесла с собой кровь, разрушение, насилие.
«Слышу ваш топот чугунный», — со страхом говорит лирический герой. Что он имеет в виду?
На нас ордой опьянелой
Рухните с темных становий —
Оживить одряхлевшее тело
Волной пылающей крови.
Разве «пылающая кровь» не стала страшным атрибутом октябрьского переворота? Для поэта люди, способные разрушить культуру предков, — «орда опьянелая»:
Поставьте, невольники воли,
Шалаши у дворцов, как бывало,
Всколосите веселое поле
На месте тронного зала.
И опять — пророчество. «Веселое поле на месте тронного зала» — это разрушение прекрасных памятников как атрибутов ненавистной социалистам дворянской культуры.
В строках стихотворения ощутимо осознание поэтом, что он и его сподвижники-художники стоят на рубеже двух культур: одной — гибнущей, другой — пока еще только нарождающейся, неведомой, чуждой…
Говоря о «грядущих гуннах», В. Брюсов пишет о «варварах», которые придадут «огню» то, что веками создавалось нашими мудрыми, талантливыми предками, да еще и будут кощунствовать. Они «сложат» «книги кострами», спляшут «в их радостном свете», да еще и сотворят «мерзость в храме».
Таким образом, перед нами стихи о гибели культуры и о диком обновлении мира. Заставляют задуматься строки:
А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы,
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.
«Катакомба», «пустыня», «пещера»… Эти слова навевают мысли об уединении. Поэт будто предвидел, что возникнет необходимость в духовном подполье, которое должно будет спасти культуру, когда новые «гунны» сложат и сожгут устаревшие, на их взгляд, книги. «Катакомбами», «пустынями», «пещерами» станут для хранителей русской культуры очаги эмиграции, куда они унесут «зажженные» художниками «светы», ставшие негодными в России.
Для Брюсова люди, осознающие необходимость бережного, сыновнего отношения к культурному наследию своих предков, — «мудрецы» и «поэты».
Необходимо отметить: предрекая их великую роль, Брюсов говорит — «мы». Он — один из тех людей, которые понимают, что нельзя построить прекрасное новое, попирая прекрасное старое. Уничтожать культуру прошлого, не видеть его замечательных традиций, красоты — варварство. И предвидя эту гибель культуры, Брюсов вопрошает:
И что, под бурей летучей,
Под этой грозой разрушений
Сохранит играющий случай
Из наших заветных творений?
В этих строчках — надежда поэта, что не все погибнет в этом страшном огне революции и разрушения.
Я долго размышляла над последними строками стихотворения:
Бесследно все сгибнет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.
Почему разрушителей культуры Брюсов вдруг встретит «приветственным гимном»? Ведь в предыдущих строках поэт четко обозначил свое негативное отношение к этим варварам. Возможно, Брюсову интересно узнать, что припасено у «грядущих гуннов» взамен «старой культуры», «старого искусства». Но интересно это поэту только для того, чтобы убедиться в одной бесспорной истине: создавать новую культуру, не помня, не зная и не уважая культуры прошлого, ее прекрасных традиций, невозможно. Мне кажется, Брюсову важно еще и другое: чтобы сами новые «грядущие гунны» осознали эту простую и замечательную истину.