Островский выступил в своих пьесах, прежде всего, как первоклассный художник-реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности, быт купечества, он перенес на сцену русскую жизнь во всей ее естественности. Семейная жизнь купцов с ее деспотизмом, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, народный говор — все это отразилось в бытовых пьесах Островского.
Гончаров выступает в своих произведениях как знаток человеческой души. Неслучайно выведенный им собирательный образ русского барина настолько известен и многогранен, что до сих пор не дает покоя критикам и литературоведам. Только настоящий мастер слова смог бы так великолепно описать русскую душу. Но интересно и то, что в своих произведениях Гончаров показывает себя и как прекрасный художник быта. В этом он очень схож с Островским.
В романе «Обломов» и в пьесе «Гроза» наиболее ярко выразились таланты этих писателей. Гончаров показал сказочный, полусонный мир села Обломовки, а Островский передал ощущение от мрачного города Калинова. Почему «передал»? Потому что пьеса не имеет таких возможностей, как проза. Драма — это жанр действия. И все же драматург сумел воспроизвести перед читателями мир Калинова через образы его жителей.
Так, в пьесе выступают две группы жителей города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства». Это Дикой и Кабаниха, враги всего нового. К другой относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но все же выражают свой протест против этой силы.
Первая группа составляет костяк города, который держится на традиции и старине. Олицетворяет этот мир дом Кабанихи, который вмещает в себя так много представителей окружающего мира (от забитых слуг и богомолок до свежей силы — невестки Катерины). Здесь очень сильна религиозность, поэтому образ Кабанихи так похож на старинные закопченые православные иконы. Здесь и антитеза — Кабаниха не святая, а скорее наоборот, но живет она согласно всем правилам своего традиционного мира.
Соответствие с этим миром есть и у Гончарова, с той лишь разницей, что описано оно совсем по иному. Даже язык, которым написана глава «Сон Обломова», создает ощущение старинного, деревенского быта. В каждой строчке слышится народный говор, заунывная песня, и вообще все происходящее похоже на сказку. Здесь все одухотворено: «Небо там, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, что б обнять ее покрепче, с любовью». Там все похоже на сказку, даже избы: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит ее стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом».
В мире Обломовки все подчинено традиции, но только упор здесь делается не на страх и чинопочитание, то есть на власть, а на любовь и довольство. Все, что не касалось привычного уклада жизни, выбивалось из режима «поел-поспал», пугало обломовцев: «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».
Теперь опять вернемся в Калинов. Вторую группу жителей города представляет собой Катерина и Кулигин. Они являются светлым пятном, природной силой, стихией, которую нельзя загнать в клетку. Катерина — это птица, Кулигин — это река. Два вольных человека, о которых автор пишет с особой любовью и сочувствием. Они — олицетворение природы, которая не входит в традиционный купеческий мир.
Природа есть и у Гончарова. В мире Обломовки она тоже противостоит традиции. Но только не несет в себе того светлого начала, не является идеалом, к которому нужно стремиться. Гончаров как бы встает на место самого героя, дышит его воспоминаниями, полностью сливается с ним: «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны».
Обломовка не имеет конца, она неколебима в своей вере. И Калинов, казалось бы, тоже. Но удар ему нанесен. И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана «темному царству» уже нанесена. И хотя Обломов вернулся к своей лени, не послушал Штольца, Обломовка потеряла свою былую сказочность и безобидность. «Старине приходит конец» — мрачно заявляет Кабаниха. Так в драме «Гроза» Островский вынес приговор отжившему прошлому. Но Гончаров не дает однозначного определения Обломовке. Он не может не сознавать ее ущербности, но и не может отказать ей в притягательной простоте.