Творчество Владимира Набокова отличается большой самобытностью и оригинальностью. В русской литературе его имя стоит особняком, он разработал свой уникальный стиль, благодаря которому его считают классиком постмодернистской литературы.
Набоков — многоязычный автор, чьи произведения, написанные как в России, так и в эмиграции, одинаково талантливы. Набоковские произведения поражают читателя всем: тематикой, языком, авторской позицией. Зачастую не просто поражают, а шокируют. Так случилось с его романом «Лолита», увидевшим свет в 1955 году. Вокруг романа сразу же разгорелись литературоведческие и общественные споры.
Интерес к роману не затихает до сих пор. В России за последнее время вышло несколько интересных статей, посвященных проблематике «Лолиты». Так, в ставшей уже хрестоматийной статье В. Ерофеева «Русский метароман, или В поисках утраченного рая» автор утверждает, что главная тема «Лолиты» — поиск утраченного рая. Ерофеев считает, что в творчестве Набокова огромную роль играет тема детства. Он утверждает, что мотивы детства всегда связаны у писателя с темой рая, эдемского сада, прекрасного и утраченного. «Изгнание из рая является само по себе мощной психической травмой, переживание которой и составляет прафабульную основу русскоязычных романов Набокова».
С точкой зрения В. Ерофеева согласны многие авторы. Например, А. Битов, З. Шаховская и другие.
Противоположной точки зрения придерживается В. Сахаров в своей статье «Набоков — русский писатель». Анализируя творчество Набокова, в том числе и роман «Лолита», критик приходит к выводу, что у Набокова нет никакого потерянного рая. Основа его творчества — особое мировоззрение, связанное с экзистенциальной философией: «Нет потерянного рая. Трагедия Набокова — полное неверие в вечный рай и вечное бессмертие и проистекающая отсюда ненависть к человеку. Они родились не в утерянном земном раю идеального детства, а в столкновениях реальной личности с реальной действительностью». По мнению Сахарова, интеллигенту Гумберту свойственна та же философия. Поэтому роман проникнут трагическим отчаянием. С. Лем писал об основном настроении «Лолиты»: «Я даже задумывался, не есть ли отчаяние главный мотив всего романа». В. Сахаров развивает эту тему: «Книга полна холодным, бесконечным, непрерывно ощущаемым отчаянием Г. Г., превратившего свою самозабвенную эротическую возню с вульгарной девчонкой Лолитой в аттракцион, заполняющий душевную пустоту».
На мой взгляд, основная тема «Лолиты» — это тема утраченного рая. Ведь недаром в начале произведения Гумберт вспоминает свою умершую возлюбленную. Они полюбили друг друга в совсем юном возрасте и отдались этому чувству со всей страстью и неистовством молодой души: «…наше неистовое стремление ко взаимному обладанию могло бы быть утолено только, если бы каждый из нас в самом деле впитал и усвоил каждую частицу тела и души другого…» Четыре месяца спустя его дорогая Аннабелла умерла от тифа. Вероятно, это чувство неудовлетворенности осталось с героем на всю жизнь. Именно отсюда идет его тяга к нимфеткам. Он пытался вернуть состояние и чувство мучительного счастья и абсолютной гармонии, которое знал когда-то: «Ах, оставьте меня в моем зацветающем парке, в моем мшистом саду. Пусть играют они вокруг меня вечно, никогда не взрослея.» Тему поисков рая развивают детали в романе. Лолита появляется перед Гумбертом, держа в руках «великолепное, банальное, эдемски-румяное яблоко».
Я считаю, что необходимо вспомнить чувства юного Гумберта к девочке Аннабелле. Основа их отношений была абсолютная любовь. Лолита же только внешне напоминала Аннабеллу. В Ло было слишком много «какой-то жутковатой вульгарности, свойственной курносой смазливости журнальных картинок». Голова Лолиты была забита исключительно сценами из модных фильмов и картинками глянцевых журналов. Гумберт невероятно увлекся юной нимфеткой, но было ли это чувство любовью? На протяжении всего романа мы наблюдаем одно лишь физическое влечение Гумберта. Но мы не находим ни слова любви и взаимопонимания.
Отношения Лолиты и Гумберта закончились неизбежным крахом. Гумберт так и не обрел своего рая, потому что искал его не там. Его роковое заблуждение ломает не только жизнь героя, но отнимает детство у Лолиты. «… ты всего лишь разбил мою жизнь», — бросает повзрослевшая Долорес в лицо Гумберту. И то, что героиня «умерла от родов, разрешившись мертвой девочкой», очень символично. На мой взгляд, автор хотел показать, что детство из жизни героев ушло навсегда.
Я считаю, что основная черта образа Гумберта Гумберта — поиск утраченного рая. После роковой встречи с Анабеллой герой остановился в своем психическом развитии. Ему кажется, что счастье возможно лишь с той девочкой из прошлого. Ее то он и ищет во всех нимфетках. И, как ему кажется, находит ее в Ло. Но это была всего лишь иллюзия, которая обернулась трагедией. Гумберт разрушает не только свою жизнь, но и жизнь Ло и ее окружения. Мне кажется, что Набоков тем самым желает сказать нам, что вернуть утерянный рай невозможно.