Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского “Идиот”

Лев Николаевич Мышкин – главный герой романа Ф. М. Достоевского “Идиот”. Создавая этот образ, автор ставил целью “изобразить вполне прекрасного человека”. Возможным прототипом героя (хотя бы по части внешности) мог быть граф Г. А. Кушелев-Безбородко.
В черновиках Достоевский несколько раз называет Мышкина “Князь Христос”. В поле его зрения во время работы над образом были Дон Кихот Сервантеса, диккенсовский Пиквик, Жан Вальжан Гюго, пушкинский “рыцарь бедный”. Предшественниками Мышкина можно считать Мечтателя (“Белые

ночи”), Ивана Петровича и отчасти Алешу Банковского (“Униженные и оскорбленные”), Ростанева (“Село Степанчиково и его обитатели”).
Двадцати шести лет, роста выше среднего, белокур, густоволос, с впалыми щеками и остренькой белой бородкой, большие голубые глаза, в пристальном взгляде что-то тихое, но тяжелое. Болен падучей. Последний из древнего рода князей Мышкииых. Рано осиротел, воспитывался в деревне, в детстве был болен тяжелой нервной болезнью. Прожил четыре года в швейцарском санатории. После выздоровления возвращается в Россию, о которой прочел много книг и на благо которой хочет потрудиться.
Обладает талантом каллиграфа.
Впервые в романе Мышкин появляется в поезде на Петербург. Принадлежа к дворянскому сословию, Мышкин тем не менее сознает, что ему не хватает формы и чувства меры. “Я не имею жеста”, – говорит он.
Этот герой доверчив, лишен себялюбия, необидчив, бескорыстен, кроток и целомудрен. Скорее трогательный, нежели комичный в своей неловкости, Мышкин наивен и предельно искренен. При этом Лев Николаевич мудр и глубоко понимает человеческую природу с ее неодолимыми противоречиями.
Благодаря своей болезни герой постиг минуты высшей гармонии, полноты и блаженства. Он верит в возможность рая на земле, в то, что все люди способны прозреть и преобразиться. Прообраз этого рая князю удалось создать в швейцарской деревеньке, объединив вокруг себя местную детвору, и он верит, что подобное возможно и в мире взрослых. В нем самом много детского. Детское, чистое, простодушное и доверчивое обнаруживает он и в окружающих его людях.
Мышкин не стремится к самоутверждению, не судит и не обличает, он отзывчиво и бескорыстно, по-братски, относится к другим людям. Главные его качества – смирение, способность понять другого и способность к состраданию. Про Настасью Филипповну герой говорит, что она чиста и заслуживает не только сострадания, но и уважения.
Мышкин особенно чуток к красоте и считает, что она “спасает мир”. Красота двух женщин покорила его. Он любит Аглаю Епанчину, но он любит и Настасью Филипповну – любовью-жалостью. Мышкин мечется между ними. Он разрывается между простым человеческим чувством мужчины к женщине и бесконечным состраданием. И Настасья Филипповна любит князя, но, стыдясь своего позора и нечистоты, бежит от него к Рогожину. Аглая, ревнуя к Настасье Филипповне, отступается от героя. Чем дальше, тем больше душа Мышкина погружается в смуту. Ему тяжело с людьми.
Пространствовав по России, князь возвращается в столицу под сильным впечатлением, становится почти народником и славянофилом. Мышкин верит в русского Христа, который должен, по его убеждению, противостоять западным веяниям – как атеизму и социализму, так и Антихристу, проповедуемому, по его мнению, католичеством. Правда, его антикатолический пафос противоречит его же внутренней открытости и способности к всепониманию, выдавая здесь голос самого автора. Князь проповедует нравственное самосовершенствование и истинное, не показное, благородство высокопоставленным гостям, собравшихся у Епанчиных в Павловске. Не только словами, но всей своей личностью Мышкин обличает фальшь и корысть.
Однако его “неотмирность” и чистота не способны преобразить мир, а часто, наоборот, становятся катализатором разлада. Вокруг героя кипят страсти и завязываются интриги, которым Мышкин не в силах противостоять. Он привлекает к себе людей своим внутренним светом и всепрощением, но он же провоцирует и зло. Ему исповедуются, но его сострадание для многих мучительно и вызывает протест.
В финале романа, после ночи, проведенной над трупом Настасьи Филипповны вместе с Рогожиным, князь полностью погружается в душевную тьму, никого не узнает и становится подлинным идиотом.



spacer
Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского “Идиот”