Несмотря на все новаторство своего стиля, Маяковский остается верным традициям русской литературы и продолжает тему, начатую еще великими классиками, тему обличения пошлости и несправедливости современной действительности, бюрократии, мещанства и обывательщины.
Уже в ранней сатирической поэзии Владимир Владимирович использует весь арсенал традиционных художественных средств, которыми так богата наша культура. Нельзя не заметить авторскую иронию в самих названиях целого ряда произведений, обозначенных поэтом как «гимны»: «Гимн обеду», «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику». В этих антиторжественных гимнах Маяковский выявляет ненавистные ему черты определенных слоев общества. Он показывает и зажравшегося обывателя — чиновника, и ограниченного самодура — судью, и бедного оторванного от реальной жизни — ученого. Очарованный революцией, он искренно верит в то, что новая власть избавит это общество от уже давно поразивших его неизлечимых болезней, вызванных безнравственностью. И, наверно больше всего Маяковского-сатирика беспокоило заболевание бюрократией, обличаемое в одном из самых ярких и запоминающихся его стихотворений — «Прозаседавшиеся». В гротескной форме поэт обличает всю абсурдность бумажной волокиты, комически преподносит нам примеры самых разнообразных заседаний, высмеивая тем самым всю их нелепость и бессмысленность.
Еще один недуг, и поныне одолевающий наше общество, обличается сатириком-новатором в стихотворении «О дряни». Отождествляющий революцию с переходом в совершенно новый период, где не будет больше места так ненавистным поэту общественным порокам, Маяковский уже понял неверность своих прежних убеждений. Уже в новой стране неизбежно «вылезает мурло мещанина». Автор с особой ненавистью разоблачает двуличность подобных «мразей», пафосно высмеивает обывательский быт.
Обличению все тех же пороков посвящены знаменитые пьесы Маяковского «Клоп» и «Баня», в которых отразились тяжелые впечатления о несоответствия реальной действительности авторскому утопическому идеалу. В обоих произведениях Владимир Владимирович не может не обойтись без использования «говорящих» фамилий — излюбленного приема многих сатириков. Карикатурные образы мещан и бюрократов, созданные Маяковским, по сей день остаются узнаваемыми в нынешних чиновниках и обывателях.
Особенность остросатирической направленности многих произведений Маяковского заключается в том, что с язвительной иронией, прямо выражая свое отношение к тем или иным общественным явлениям, «агитатор» советской поэзии превратил свою сатиру в мощное оружие того самого «хирурга», который должен излечит общество от существующих язв, искоренить встречающиеся и поныне негативные явления.