Тема героя и толпы достаточно традиционна в поэзии, но раскрытие ее зависит от своеобразия мировоззрения поэта, которое формируется под влиянием различных социальных условий и исторического процесса в целом. Классические поэты ХIХ века, такие, как Пушкин, Лермонтов, рассматривали лирического героя в отрыве от толпы, противопоставляли их, потому что в слово «толпа» они вкладывали иной смысл, нежели поэты века двадцатого, в частности Маяковский, отличающийся ярко выраженной социальной направленностью своей поэзии.
Итак, «толпа» в понимании классиков — это, прежде всего, враждебно настроенное против поэта светское общество, не понимающее его, не способное увидеть в нем избранную личность. Пушкинский герой, хотя и служит людям, может обойтись и без них, если они превращаются в бездумную «толпу». Лермонтовский — искренне ищет сближения с обществом, но не находит к нему верного пути.
Пожалуй, единственный поэт, которому удается найти такой путь, — это Маяковский, и в этом ему во многом помогает та эпоха, в которой он был рожден как творческая личность.
Сближение героя Маяковского с толпой стало возможным, во-первых, потому, что в условиях ломки старых буржуазных порядков разрушались и сословные представления об обществе, формировался один класс — пролетариат, частью которого ощущал себя и поэт. Во-вторых, уже в раннем творчестве Маяковский задумывался о своем отношении к «толпе». И опять-таки слово это, на мой взгляд, неоднозначно. Для Маяковского это и обычные люди, стремящиеся к своему будущему (и такую «толпу» он поддерживает), и «толпа» врагов социализма, мешающих жить той другой группе. Мы рассмотрим тему героя и толпы в этих двух разрезах.
Если говорить о «толпе» как о народе, являющимся частью необратимого исторического процесса, то Маяковский, как уже говорилось ранее, все же нашел путь сближения с ней, хотя и не сразу. В дореволюционные годы поэт ощущал себя одиноким, как «последний глаз идущего к слепым человека», он шел «рыдать один», потому что не понимал, где тот путь, который приведет его к людям, стремления которых будут схожи с его стремлениями. Он даже не мог определить, к чему следует стремиться. Уже тогда поэт понимал, что люди ему «все дороже и ближе» и готов был распять «себя на кресте» за них. После Октября поэт осознал все свои смутные желания помогать людям, осознал, как он это может сделать.
Дело в том, что Октябрьская революция стала для всех, кто стремился к лучшей жизни, вестником свободы личности и ее деятельности, направленной на строительство коммунизма. Поэт искренне верил в то, что революция принесет людям счастье, поэтому его герой — это активный защитник ее плодов, агитатор, призывающий к труду ради улучшения жизни «потненьких, голодненьких, покорненьких, закисших в блохастом грязненьке». Его лирический герой — это не оторванный от толпы человек, удовлетворяющий творчеством лишь свои потребности, это поэт-рабочий, чей лозунг «светить — и никаких гвоздей», чтобы облегчать путь тем, «кто глазом ослабли».
Да и сама «толпа» в новых общественных условиях меняет свой характер. Маяковский — первый поэт, у которого «толпа» отзывается на призывы «горлана-главаря» хотя бы какой-то реакцией:
А улица присела и заорала:
«Идемте жрать!»
Вот так, в грубой форме, но все же было сказано «толпой» первое слово, разбившее лед непонимания между ней и лирическим героем.
Таким образом, рассматриваемая с такой позиции тема героя и толпы подчеркивает новаторство Маяковского, которому удалось найти точки соприкосновения этих двух образов.
Что касается «толпы», состоящей из «дряни» и «дрянца», позиция лирического героя по отношению к ней диаметрально противоположна. Он противопоставляет себя всем тем, кто пытается приспособиться к условиям жизни в «новом» обществе, кто прячет свое мещанское «мурло» или «намозоленный от пятилетнего сиденья» зад бюрократа за эмблемы серпа и молота.
Герой Маяковского активно борется с такими «элементами» общества, призывая «свернуть им шеи», как канарейкам. Причем борется он с ними, уже не ощущая себя одиноким, «обсмеянным у сегодняшнего племени». Герой уверен, что любая жертва, принесенная им ради благополучия «пролетария», будет для последнего «знамением», влекущим продолжать его дело: осмеивать, разоблачать, уничтожать старые порядки.
В заключении хотелось бы отметить, что Маяковский, пожалуй, — первый поэт, в творчестве которого тема толпы и героя приобрела столь остросоциальное звучание. Ему удалось полностью растворить эти два образа друг в друге, провести мысль о том, что деятельность поэта — лирического героя — это такой же труд, как и труд любого другого человека, и он так же полезен «толпе», как и любой другой.
У Маяковского «толпа» людская, то есть народ, приобретает свой собственный голос, а не «безмолвствует», как мы видим это в классической русской поэзии. Такое развитие темы стало возможным лишь благодаря революции, огромное значение которой придавал поэт и которая позволит ему стать поистине народным для своего времени и будущего.