Философ и поэт… Мы часто считаем эти понятия противоположными, обозначаем между ними границу. Однако, я считаю, что каждый поэт внутри себя является философом. Творческие личности воспринимают мир духовно, интуитивно, но, в то же время, и аналитически:
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальний сиротеет;
Судьба глядит; мы вянем; дни бегут..
….
Мы близимся к началу своему…
Что же это? Мысль? Чувство? В этом четверостишии содержится и печаль, и скорбь, и мудрость. Здесь у Александра Сергеевича нет противоречия, поэзия и философия едины, они дополняют друг друга. Философские проблемы в лирике великого русского поэта встречаются часто, и все они по-своему оригинально трактованы.
При раскрытии заданной темы нельзя обойти вниманием стихотворение «Пророк». Оно связано с традициями гражданских и философских од Ломоносова и Державина. Поэтическая речь Пушкина выдержана в суровом, возвышенно-ораторском тоне. Несмотря на архаический образ пророка, стихотворение обращено не в глубь веков, а в пушкинскую современность.
Пророк, по представлениям древних, — истолкователь воли божества. Он беспристрастно судил о настоящем и предсказывал будущее. Пророк всегда выступал защитником угнетенных. В его лице в древние времена видели избранника, способного проникать в суть явлений, говорить правду до конца. Пророком может стать только тот, кто «духовной жаждою томим». Он должен обладать, по философии Пушкина, всеведением, всезнанием, то есть высшим знанием законов, управляющих природой и обществом, мудрым и правдивым языком. В момент творческого вдохновения, исполнения пророческой миссии все суетное, мелкое, приземленное должно исчезнуть, умереть, стать прахом. Вот этот трудный процесс превращения простого смертного в грозного глашатая истины запечатлен в стихотворении. Величаво, торжественно передает Пушкин приход высшего знания к пророку:
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дальней лозы прозябанье.
Здесь отражена необыкновенная энергия творческого познания, радость всевидящей мудрости. Чувствам пророка стало подвластно все, они превратились в умные чувства, способные легко проникать в сущность мира. Но затем все меняется: человек приносит себя в жертву. В его «уста замерзшие» вложено «жало мудрыя змеи». Дано острое ощущение физической боли. И, наконец, человек лишается «сердца трепетного». Через мучения и страдания герой становится пророком: «Как труп в пустыне я лежал, // И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли…»
Пушкин возвеличивает в стихотворении силу чувства и мысли, направленных на постижение жизни и не боящихся никаких внешних преград, раскрыв образ поэта-пророка, призванного служить людям.
В другом поэтическом творении — «Анчар» — философски обобщена трагедия современного Пушкину человека. Он имел в виду прежде всего российский деспотизм. Сюжет обогащается новым мотивом: теперь уже речь идет об отношениях внутри человеческого общества. Владыка, князь может послать другого человека, раба, на смерть, чтобы утвердить свою власть над «соседами» и обречь их на рабство и гибель. Раб знает, что он послан на смерть, и владыка знает, что он посылает другого человека на смерть. Пушкиным в этом стихотворении осуждено общество, потому что в нем правят антигуманные законы, потому что социальные отношения превращают одного во властителя, действующего сознательно во вред себеподобным, а другого — в послушного раба. В обоих — все человеческое искажено.
В стихотворении «Поэт» автор затрагивает другую философскую тему: определяет свой путь избранника судьбы. Ему дарован талант, чтобы он нес радость людям, самому же поэту суждено одиночество, как плата за вдохновение:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствую плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Пусть не кажется это преувеличением его заслуг перед людьми, но многим готов поступиться и пожертвовать поэт. Не всегда это делается сознательно, скорее сердцем, Пушкин видит истину и выбирает свой трудный путь интуитивно.
Время каждого из нас ограничено, и любая жизнь рано или поздно оборвется… Что же сделать, чтобы жизнь не оказалась прожитой напрасно? Теме смерти поэт противопоставляет свое творчество. И мы понимаем, что искусство действительно может «обмануть» время:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит;
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Но всегда сквозит через слова и строфы тема бесполезности всего, разочарования в жизни, единого конца для всех: «Иль в лесу под нож злодею // Попадуся в стороне».
На протяжении всей лирики Пушкина мы чувствуем, что в душе лирического героя идет непримиримая борьба двух начал. Есть ли смысл в нашем существовании, и если есть, то в чем он заключен — такие вопросы решаются в его сознании. Все философские стихи А. С. Пушкина окрашены в теплые тона. Да, в жизни можно найти смысл. Но в то же время поэт делает печальный вывод: «На свете счастья нет…».