Мировоззрение, творчество и сама жизнь Федора Достоевского сотканы из самых крайних противоположностей. Литературоведы отмечают, что в течение творческого пути мировоззрение Достоевского изменялось, и это отразилось в его произведениях. В раннем периоде (1840-е года) он ощущал влияние романтизма и сентиментализма, перешел от традиций натуральной школы к углубленному психологизму. Второй период (1860-е года) — переходной (шиллеровский) — разочарование в идеях социалистической утопии, приход к антигерою, герою-бунтарю. Третий период (последние 15 лет) — это расцвет творчества, когда писатель отказался от крайних, открыто революционных форм борьбы, утвердился в своих религиозно-моральных убеждениях.
Достоевский, еще учась в Военно-инженерном училище, добился уважения и преподавателей, и товарищей, так как все убедились, что это человек незаурядного ума и выдающихся способностей.
Уже в романе «Бедные люди» проявляется оригинальная манера Достоевского. Писателя интересует психологический портрет человека, влияние общества на человека. Некрасов после прочтения романа «Бедные люди» говорит Белинскому: «Новый Гоголь явился!»
С 1847 года Д. сближается с Петрашевским. Он разделяет в этот период увлечение петрашевцев — высказывания о немедленной отмене крепостного права. Достоевский оказывается в тюрьме, потом приговор — смертная казнь, отмена приговора, замена его на каторгу. Это очень важный и тяжелый период в жизни Достоевского Он писал своему брату Михаилу, что только на каторге «он узнал, если не Россию, то русский народ хорошо». На каторге Достоевский увидел, как далеки были рассудочные теории «нового христианства» социалистов от того сердечного знания Христа, каким обладал русский народ.
После каторги, солдатской службы Достоевский вырабатывает свой собственный взгляд на задачи русского образованного сословия, получивший название «почвенничества». Он показывает, что социалисты взяли у христианства идею братства, но поставили эту идею в прямую зависимость от экономического строя.
Достоевский говорит, что к христианскому братству надо стремиться через духовное очищение каждого человека независимо от условий его жизни вопреки влиянию среды. Писатель упрекает социалистов в утопичности их теорий.
В «преступлении и наказании» Раскольников — антигерой, он стал рабом, иступленным служителем своей теории. Герой не только в разладе с современным обществом, но и несет в себе его болезни. Его увлекает антихристианская идея «сверхчеловека»,которому «все позволено».
А вот в следующем романе — «Идиот» — Достоевский показывает нам «обновленного Раскольникова» — «исцелившегося» от гордыни Мышкина, носителя «положительно-прекрасного» идеала. Роман «Идиот» — эксперимент писателя над дорогой для него «почвеннической» идеей. Замысел романа скрыто полемичен: Достоевский хочет доказать, что учение социалистов о бессилии единичного добра, о неисполнимости идеи «нравственного самоусовершенствования» .Герой Достоевского в этом романе верит в спасительную миссию православия.
А в романе «Братья Карамазовы» Федор Михайлович показывает, как набирает силу разобщение, рвутся связи между людьми. Стихии распада и разложения в романе противостоит могучая жизнеутверждающая сила, которая есть в каждом, но с наибольшей последовательностью и чистотой она воплощается в старце Зосиме и его ученике Алеше.
Содержанием своих романов и повестей Достовский отстаивал активную, просветляющую мир силу христианского жизнестроительства. Он считал, что православие призвано духовно направлять и облагораживать жизнь людей. И в этом утверждении Федор Михайлович опережал свое время.