Дворянская молодежь в комедии Грибоедова “Горе от ума”

Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но настолько значительна роль его комедии “Горе от ума” в истории русской литературы, настолько остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, настолько блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. Комедия была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. Их борьба с многочисленными и сильными противниками – дворянами-реакционерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы

жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая это противостояние, являясь его непосредственным участником, Грибоедов отразил это в своей комедии. Таким образом, содержание пьесы тесно связано с историческими событиями, а основной ее конфликт – столкновение умного, передового человека с косным обществом дворян-крепостников – драматург сам мог наблюдать в жизни.
В произведении достаточно подробно обрисован образ жизни дворянской молодежи того времени вообще и жизнь отдельных ее представителей в частности. Основной конфликт пьесы – столкновение Чацкого с фамусовским обществом. Однако, это не значит,
что конфликт происходит между представителями старшего и молодого поколения. Большая часть дворянской молодежи, к сожалению, по своим убеждениям и принципам также относится к фамусовскому обществу. Дворянскую молодежь в пьесе представляют: Чацкий, Молчалин, Скалозуб, Софья, а также некоторые внесценические персонажи.
Обобщая всю дворянскую молодежь, можно сказать, но живет она, в большинстве своем, легко и беззаботно. Многими правит стремление иметь много, делая мало. Способ для такой паразитической жизни немало: выгодно жениться или выйти замуж, лишний раз услужить, унизиться и получить за это повышение по службе… С одной стороны, такая жизнь слишком фальшива и неинтересна. А с другой – откуда взяться умным мыслям в молодых головах при системе образования того времени? Чацкий возмущается системой воспитания, царящей в дворянских домах Москвы. Здесь воспитание детей с самых юных лет поручается иностранцам, обычно немцами и французам. В результате дворяне отрываются от всего русского, в их речи господствует “смешенье языков французского с нижегородским”, с детства прививается убеждение, “что нам без немцев нет спасенья”, прививвается “нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья” всему иностранному. “Французик из Бордо”, приехав в Россию, “ни звука русского, ни русского лица не встретил”.
Яркий пример такого образа жизни мы видим в Молчалине. Безродный юноша из провинции приехал служить в дом Фамусова секретарем. Дельный и способный, он быстро понял, что, чтобы получить почести и богатства, нужно: “Угождать всем людям без изъятья”. Молчалин лебезит перед Хлестовой, заигрывая даже с ее собачкой; он безмолвно выслушивает поучения Фамусова. И вот уже Павел Афанасьевич видит в Молчалине “делового”. Прекрасно характеризует Молчалина его речь, краткая, деловая, осмотрительная. Заискивая, он постоянно употребляет в конце слова “с” (сокращенное “сударь”). Молчалин считает своим долгом угождать начальнику и его домочадцам, вплоть до того, чтобы развлекать ночами его дочь, не зря Грибоедов вводит в комедию сцену в спальне Софьи, Молчалин готов на все “в угодность дочери такого человека”. Но он трус и не заходит далеко, понимая, что жениться на дочери хозяина не стоит, это не принесет ему большой выгоды, может, даже притормозится продвижение по служебной лестнице! Молчалину на всю жизнь придется остаться в Москве и мечтать наследовать должность Фамусова. В российской системе управления провинциалы без роду и племени почти не имели шансов занять высокие государственные посты. Но подхалим хочет большего! Он завел связи с Татьяной Юрьевной, принятой в Петербурге и удивлен, как это Чацкий может ее не знать. Ему и в голову не приходит, что кто-то на этом свете не подчиняет каждый свой поступок собственной выгоде. По словам Д. Писарева, он уже давно отправился к своей заветной цели – карьере и принадлежности к “высшему свету”, он “пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй ему весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет…”
Скалозуб – еще один дворянин, представленный в комедии. В нем показана глупость и ограниченность. Как говорит Софья, он “слова умного не выговорил сроду”. Этот офицер может думать только о форме, строе и осанке. По его мнению, слава полка не в его боевых действиях, а в том, что “все так прилажено, и тальи все так узки”. Одной остроумной репликой Чацкого Грибоедов создает портрет Скалозуба:
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки.
Привлекательность Скалозуба для Фамусова состоит в том, что он “золотой мешок”. Хотя все знают, что Скалозуб туп и ограничен. Но в его образе выведен “идеальный” московский жених – грубоватый, богатый, довольный собой.
Итак, в центре комедии лежит столкновение между сторонниками барской Москвы и группой новых людей. Этих новых людей представляют в комедии Чацкий, племянник княгини Тугоуховской, брат Скалозуба, Горич, профессора и студенты Педагогического института, “что упражняются в расколах и безверьи”, какие-то люди, которые учат в пансионатах, лицеях. Об этих людях Чацкий постоянно говорит “мы”, каждый из них “вольнее… дышит и не торопится вписаться в полк шутов”. Легко понять, что такие люди в обществе скалозубов и молчалиных слывут “мечтателями опасными”. Их боятся, услышав их речи, кричат “Разбой! Пожар!”.
Но против старых порядков непосредственно в комедии выступает один Чацкий. Этим автор подчеркивает исключительное положение людей с новыми взглядами. “В моей комедии, – писал Грибоедов, – двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”. Фигура Чацкого, получая особое место в пьесе, становится крупной, сильной.
История жизни героя намечена в комедии отдельными штрихами. Детство в доме Фамусовых (об этом рассказывает Софья в 5 явл. и сам Чацкий в 7 явл. д. I), затем служба в полку “назад тому пять лет”, Петербург – “с министрами связь, потом разрыв”, путешествие за границу – и возвращение к сладкому и приятному дыму Отечества. Чацкий молод, ему не более 23-24 лет, а за плечами у него уже множество событий. Не случайно он так наблюдателен и хорошо понимает людей.
Он давал меткие характеристики людям (“трое из бульварных лиц”, “наше солнышко”), умел подчеркнуть в них то, что у честного человека должно вызывать гнев и презрение. “Сам толст, его артисты тощи”,– говорил он об одном из московских “тузов” и его крепостном театре. Чацкий подметил ненависть светских дворян ко всему новому:
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В ученый комитет который поселился
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился?
За границей Чацкий “ума искал”, то есть – учился. Кроме научных истин он мог там “крепко набраться новых правил”. В эти годы беспокойная Европа все еще кипела страстями великих битв. Наш герой был, по всей вероятности, свидетелем этого и возвратился на Родину полный мыслей о свободе личности, равенстве и братстве. Теперь Чацкий “вольнее дышит и не спешит вписаться в полк шутов”.
Он не богатый дворянин (“душ триста-четыреста”), отказавшийся от службы. Почему же он не служит? Он сам отвечает на этот вопрос: “Служить бы рад – прислуживаться тошно”.
По его мнению, надо служить “делу, а не лицам”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”. Он умеет от души смеяться и тонко иронизировать, красиво говорит, легко ссылается на факты истории и оперирует античными именами. Даже Софья вынуждена согласиться с тем, что Чацкий: “Остер, умен, красноречив, / В друзьях особенно счастлив”. К тому же так привлекательна в Чацком горячая искренность в любви. Поведение Чацкого до конца естественно, образ его правдив и динамичен.
Нельзя не обратить внимания на центральный женский образ пьесы. Софья – 17-летняя дочь хозяина московского дома, в котором разворачивается действие. Она воображает себя сентименальной героиней “чувствительного” романа потому отвергает и чересчур язвительного Чацкого, и московского полковника Скалозуба. Несмотря на это, к Софье Павловне трудно отнестись с тем же безучастием, с каким мы расстаемся с другими героями пьесы. В ней есть много симпатичного, в ней все задатки недюжинной натуры: живой ум, смелость и страстность. Она загублена духотой отцовского дома. Ее идеалы ошибочны, но где взяться другим идеалам в фамусовском обществе? Ей, конечно, тяжело, тяжелее даже, чем Чацкому, ей достается свой “мильон терзаний”.
Таким образом, дворянская молодежь того времени также расколота на два лагеря: люди мыслящие, открытые и откровенные с одной стороны, и лицемерные, пустые охотники за чинами и легкими деньгами – с другой.
Каждое поколение читателей по-своему воспринимало бунт Чацкого или низость Молчалина, но общее отношение к ним как к бессмертным типам от этого не менялось. Хотелось бы верить, что слова В. Борисова “Хитрость это гибрид глупости с развитым житейским чутьем” не являются девизом современных молодых людей, и на высоте останутся умные и способные, открытые и смелые, а не низкие и ничтожные.



spacer
Дворянская молодежь в комедии Грибоедова “Горе от ума”