Дом Матрены

Дом – нравственная опора в жизни современников. Многозначное понятие слова дом. Единство материального и духовного.
Мировоззрение каждого человека формируется на основе сложившихся традиций, нравственных понятий и ценностях, определяющих его жизнь. Формирование такого мировоззрения немыслимо без связи с Родиной, большой или малой, которую мф считаем домом.
В рассказе “Матренин двор” А. Н. Солженицын считает основой духовного мира человека праведность, то есть чувство справедливости, склонности к служению людям, идеям гуманизма.

Рассказ был написан в 1959 году. Первое название рассказа было более точным: “Не стоит село без праведника”. Такой праведницей в рассказе является Матрена. Это ее дом, бедный, холодный, является вместилищем любви и добра, самопожертвования и правды. Это удивительно, как удалось ей сохранить в себе все лучшие качества русского дома, русского человека. Ее судьба вызывает сострадание, потому что она совпала со многими лишениями и невзгодами в стране. Это общее для всех исторические беды: Первая Мировая война, революция, коллективизация, снова война и послевоенная разруха. Человеческая жизнь складывается не только
из счастливых моментов, но и всего, чего в ней недоставало. У Матрены не было денег за работу, не было тепла в доме, не было детей, не было пенсии, а после война не было мужа. Скуден и непригляден ее повседневный быт: темная изба, полная мышей и тараканов, продуваемая всеми ветрами, бедный рацион, состоящий из картошки или картофельного супа. Кроме того, одиночество и множество обид. Что же спасает Матрену в такой бесчеловечной жизни? Для нее спасением была работа и труд. Забота о хозяйстве, добыча торфа для топлива, сбор старых пеньков на болоте, копка картошки и другие повседневные заботы. У Матрены силен дух сообщества с другими людьми. Она бескорыстно помогает соседкам, а иногда, несмотря на тяжелые болезни, идет помогать колхозу. Ее бескорыстие и незлобивость вызывают у автора изумление, ведь это председатель “отрезал” у нее часть огорода. Только 15 соток песочка Матрене оставил. А с соседок Матрена за свою тяжелую работу ни копейки не брала. Вся суть характера Матрены в том, что не для себя она живет, а для людей. Даже замуж она выходит за не любимого человека, а за брата своего бывшего мужа, погибшего на войне. У них умерла мать, рук для работы не хватало, вот и взяла она все заботы не себя. Ее русский широкий характер проявляется и в отношениях с родственниками: племянницей Кирой, деверем и его сыновьями. Еще при жизни она все завещала, все раздала им. Половину ее избы сломали прямо при ее жизни. И во время перевозки завещанной Кире горницы Матрена погибает. Несчастный случай на железнодорожных путях привел к тому, что трактор с бревнами застрял, а на него наехал паровоз. Матрена и здесь не осталась в стороне, помогала мужчинам, вот и заплатила за это жизнью. Разрушение Матренина двора, двора бескорыстия и праведности, приобретает в рассказе символический смысл. Этот утрата дома предвещает скорую гибель и русской деревни, и разрушение русской народной нравственности. Автор с чувством горести говорит о вине всех, кто жил рядом с ней и не понял смысла такой утраты для будущего. Без таких людей, как Матрена, не живет ни одно село, ни один дом, ни вся Земля наша. Дом Матрены, по мнению писателя, был хранилищем лучших народных традиций и лучших качеств простого русского человека. Меры этой утраты общество не сразу смогло оценить, но ему еще долго придется жалеть об утраченных корнях и мечтать возродить их.



spacer
Дом Матрены