Человек против новой инквизиции в романе Ю. О. Домбровского “Факультет ненужных вещей”

Главный герой романа Юрия Домбровского “Факультет ненужных вещей” – сотрудник алма-атинского историко-краеведческого музея Георгий Николаевич Зыбин, обладающий рядом автобиографических черт, по ложному обвинению оказывается в застенках НКВД (самому писателю в 1937 г. довелось пробыть там долгих семь месяцев). “Ненужной вещью” в стране в 30-е годы давно уже стало право, замененное “революционной целесообразностью”. Зыбин хорошо чувствует это на собственной шкуре. Следователи стремятся навесить на него обвинение в хищении

пропавшего из музея золота, а потом уже пытаются сделать его участником мнимого заговора, чтобы организовать большой алма-атинский процесс, наподобие громких московских политических процессов. В послесловии к роману Домбровский писал: “Принципы… вместо “вины” – вред, вместо наказания – “средства социальной защиты”, в конечном счете были направлены на распад государства, то есть общества. Во всей нашей печальной истории нет ничего более страшного, чем лишить человека его естественного убежища – закона и права… Падут они и нас унесут с собою. Мы сами себя слопаем. Нет в мире более чреватого
будущими катастрофами преступленья, чем распространить на право теорию морально-политической и социальной относительности. Оно – вещь изначальная. Оно входит во все составы нашей личной и государственной жизни. Пало право, и настал 1937 г. Он и не мог не настать… Если уничтожать не за что-то, а во имя чего-то – то и остановиться нельзя… Убивая, убивай и убивай! И остановиться невозможно. Просто не на ком. Каждый труп врага – начало твоей смерти”.
В “Факультете ненужных вещей” хорошо отлаженной машине государственного террора противостоит один Зыбин. Он в неволе еще лучше сознает ценность свободы, не только внешней, гражданской, но и внутренней, духовной, и сохраняет ее, несмотря на все муки, отказываясь признать свою несуществующую вину. Герой Домбровского даже находит силы издеваться над следователями. Зыбина пытаются склонить к признанию и посулами и угрозами, “злые” следователи сменяются “добрыми”, и наоборот. Однако подследственный умело водит всех их за нос, иногда “признается” в малом, чтобы отвести от себя политические обвинения и иметь возможность потом отказаться от “признания” в народном суде, а не попасть под бессудный приговор Особого совещания. (Тогда говорили: на нет суда нет, а есть Особое присутствие.) Нет, Зыбин не отказывается от какого-то диалога со следствием, ведет с ним сложную игру, но при этом никогда не предает товарищей. И в конце концов одерживает победу. Обстановка в центре, в Москве, изменилась, пришло новое руководство в НКВД, создается видимость перемен, и так и не сломленного алма-атинского узника выпускают на свободу.
Стойкость Зыбина потрясла даже следователя майора Якова Абрамовича Неймана (его прототипом послужил известный писатель и следователь Лев Шейнин) и даже до некоторой степени способствовала его нравственному перерождению. Уволенный из НКВД в результате происшедшей “смены караула”, Нейман в финале находит злосчастное золото и способствует освобождению Зыбина.
В “Факультете ненужных вещей” есть другой герой, друг Зыбина, археолог Корнилов, выбравший иной, чем Георгий Николаевич, путь. Корнилова завербовало НКВД. Он, не выдержав шантажа, стал осведомителем, повторив судьбу Иуды Искариота. В заключительной сцене романа мы видим картину, которую рисует ссыльный художник Калмыков с Зыбина, Неймана и Корнилова: “Так на веки вечные на квадратном кусочке картона и остались эти трое: выгнанный следователь, пьяный осведомитель по кличке Овод (все, видно, времена нуждаются в своем Оводе) и тот, третий, без кого эти двое существовать не могли”. И завершает роман автор совсем уж библейской по стилю фразой: “А случилась вся эта невеселая история в лето от рождения вождя народов Иосифа Виссарионовича Сталина пятьдесят восьмое, а от рождества Христова в тысяча девятьсот тридцать седьмой недобрый, жаркий и чреватый страшным будущим год”. Зыбин уподоблен Иисусу Христу, принявшему крестные муки, а Нейман и Корнилов – двум евангельским разбойникам, распятым вместе со Спасителем, причем бывший археолог и настоящий сексот – нераскаявшемуся, а отставной следователь НКВД – раскаявшемуся. Сталин же здесь – новый царь Ирод и воплощение антихриста. Поведение главного героя романа уподоблено Страстям Господним, его подвиг – подвигу Христа, победе, пусть в малом, над “князем тьмы”, кровавым советским диктатором.



spacer
Человек против новой инквизиции в романе Ю. О. Домбровского “Факультет ненужных вещей”