Русская литература 19 века неразрывно связана с темой Кавказа. Герои почти всех писателей того времени имеют какие-то отношения с этим «русским Востоком», его природой и народами. На мой взгляд, это вполне объяснимо. Русские вели непрерывные воины с горцами. Русские офицеры, среди которых были и писатели, отправлялись на Кавказ воевать, привозя с собой массу впечатлений и воспоминаний.
Так что же привлекало героев русской литературы в этих местах?
Для героя поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник» Восток — это, прежде всего, край сильных и свободолюбивых людей. Уставший от светского общества, своего образа жизни, герой стремится к обновлению, новым впечатлениям. На Кавказе он надеется обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа:
Свобода! Он одной тебя
Еще искал в пустынном мире.
Страстями чувства истребя,
Охолодев к мечтам и лире…
Но здесь герой попадает в плен. Постепенно он начинает прозревать. Оказывается, свобода — это всего лишь иллюзия. Жажда жизни, которую на словах герой не ценит, заставляет его приспособиться и к плену.
Благодаря любви молодой черкешенки, герой поэмы получает возможность обрести свободу: «Ты волен,- дева говорит,- беги». Из-за безответной любви «дева гор» гибнет, герой не роняет ни слезинки. Душа его холодна и безответна.
На Кавказе иллюзии героя рушатся. Он не обретает той свободы, к которой стремился, потому что от себя не убежишь.
В 1828 году М. Ю. Лермонтов пишет поэму с одноименным названием — «Кавказский пленник». В 1837 году он создает еще одно произведение, посвященное кавказкой теме, — «Мцыри».
Обе поэмы являются похожими по тематике. Сам Лермонтов долгое время жил на Кавказе, поэтому не смог остаться равнодушным к этим местам. Смысл обеих поэм состоит в исканиях героев, которые заканчивается тем, что к ним приходит смерть. Причем никто не получает желаемого.
Оба юноши стремятся к своим идеалам, не боясь преград, лишений и даже гибели. Через своих героев Лермонтов передавал собственные мысли и чувства. Таким образом, в поэмах «Кавказский пленник» и «Мцыри» Лермонтов создал образы положительных героев, которые современниками были восприняты как образы революционеров и борцов за свободу.
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» также тесно связан с Кавказом. Действие большинства его повестей происходит именно там. В своем романе писатель создал романтический образ восточной женщины, которая привлекла, правда, ненадолго, внимание Печорина.
Даже умирая, мучаясь от боли, Бэла ни на минуту не забывает о своем возлюбленном. Она предана ему до последней минуты. Бэла печалится, что «она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой». До последней минуты жизни Бэла даже не думает винить Печорина в своей смерти. Вся ее предсмертная печаль выражается в бесконечной любви к нему.
Живя одной любовью, Бэла оказалась перед смертью гордой женщиной, полной человеческого достоинства. Ее душевная жизнь ограничивалась только верой — и эту веру Бэла нарушила во имя любви. Но перед смертью она победила свою любовь. На предложение Максима Максимыча окрестить ее, она ответила, что умрет «в той вере, в какой родилась». Так состоялась своеобразная душевная победа Бэлы над Печориным.
Суровая и прекрасная природа Кавказа всегда привлекала русских писателей. Она создает романтическое настроение своей красотой, экзотичностью и скрывающимся в ней опасностям. Так, Лермонтов описывает переезд через Крестовый перевал в непогоду во всех леденящих душу подробностях. Однако природа может быть не только фоном, но и реальным действующим лицом, влияющим на судьбы героев. Например, из-за грозы происходит длительное свидание Печорина и Веры. Более того, Печорин в дневнике прямо говорит, что «воздух Кисловодска располагает к любви» и «здесь бывают завязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука».
Л. Н. Толстой служил на Кавказе почти в тех же местах, что и М. Ю. Лермонтов. Но воинственных горцев увидели они по-разному. Вернее, видели они одно и то же, но воспринимали своеобычно. Мцыри пленен еще ребенком, он умирает, подобно орлу в клетке. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне «законных» основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп.
В повествовании Толстого нет романтического накала, как у Лермонтова, нет высоких чувств и высоких поступков. По мнению писателя, грязная обыденность намного страшнее. Он описывает жестокость горцев, их фанатичную веру, нелюбовь к русским. Но, в то же время, Толстой не делает из кавказцев зверей, неспособных на человеческие чувства. Жилина любит местная девушка. Она, рискуя своей жизнью, помогает пленнику бежать.
Таким образом, герои многих русских писателей 19 века волею судеб или своего желания оказывались на Кавказе. Здесь они искали себя, любовь, счастье. Восток в их представлении был землей, дающей обновление. Но оказывалось так, что Кавказ приносил испытания, боль, страдания, разочарования. Потому что от себя не убежишь. Нужно найти гармонию внутри себя, тогда любое место принесет тебе счастье.