Байрон как поэт-романтик

Байрон вошел в мировую литературу ярким новатором, свободным, сильным поэтом. В первом периоде творчества Байрона еще нет оригинальности. Он подражает Бернсу. Стихотворение “Хочу ребенком быть я вольным” написано в подражание этому шотландскому поэту. Лирический герой желает порвать со светом, титулом, товарищами по пирам и со всем родом людским, так как не может жить среди рабов. Он хочет слиться с природой, где все “гармонично и нет лжи”.
Сильно влияние на Байрона поэтов эпохи классицизма и Просвещения. Романтизм поэта сказывается

не в отрицании классицизма, а в воспроизведении его. Ему близка форма классических стихов (“На смерть мастера Фокса”). В тематическом отношении первые стихотворения Байрона – о родном доме, школе, университете, любви, а также переводы из древних авторов.
Второй период обозначается у Байрона самым значительным произведением – “Паломничеством Чальд Гарольда”. У современников она имела фантастический успех. Это произведение отвечает заветным чаяниям современников, в ней затронуты самые больные вопросы времени. В поэме отразились настроения разочарования, которые широко распространяются в Европе
после крушения свободолюбивых идеалов французской революции. Общей темой поэмы является трагедия послереволюционной Европы, чей освободительный порыв завершился воцарением тирании.
В основу произведения лег разрозненный дневник записей Байрона в путешествии. Но есть единый стержень, связующее звено – образ главного героя. Художник находился как бы на изломе двух эпох, его взгляды противоречивы. Байрон больше современников сохраняет преемственность с эстетикой классицистов, просвещенных идеями 18 века. Она выражается прежде всего в том, что он был сторонником искусства разумного, ясного, насыщенного мыслью и оказывающего прямое нравственное воздействие на читателя. В этом смысле Байрон был враждебен романтической концепции искусства.
В “Паломничестве Чальд Гарольда” Байрон во многом следует классическим канонам. Автор внимателен к воспроизведению высоких, героических сторон действительности, осмыслению в классическом свете прошлого и настоящего. Поэма отличается возвышенностью поэтического словаря и образной системы.
Тогда почему эта поэма – шедевр романтической литературы? Современники столкнулись с новым, непривычным явлением. Их поразил облик главного героя, которого не знала классическая литература. Он не походил на героя классицизма. Слабый, грешный, во всем изверившийся, Чальд Гарольд отправился в дальний путь, послушный лишь зову сердца. У него нет замыслов и задач. Но странник становится свидетелем угнетения, борьбы. Благодаря приему путешествия мы видим страдания Испании, гражданскую войну в Албании, Греции. Все это описывается в романтической живописной манере, с обилием литературных отступлений, вносит в поэму страстно-лирический тон, неистовость, в выражении эмоций.
Многие читатели сразу же поставили знак равенства между героем и автором. Но они существенно отличаются друг от друга. Байрон писал: “Я хотел вывести героя отрицательного”. Почему? Потому что его персонаж обыкновенный, несчастный человек, который не умеет применить свои силы. Автор намного сложнее своего героя.
Поэт писал и политические стихотворения. Они стали живым откликом на процессы, происходящие в то время. Его стихотворения были голосом правды, глотком жизни в эпоху реакции. Байрону было душно находиться у себя на родине. Мечтами он уходил в экзотические страны, не тронутые губительной властью капитала. Исследователи его творчества позднее объединили эти произведения в цикл “Восточные поэмы”.
Во всех этих поэмах в центре внимания стоит один главный герой. Все произведения посвящены любовной теме. Их герои поднимаются на борьбу с тиранией. К “Восточным поэмам” относятся: “Корсар”, “Гяур”, “Лара” и др. В поэме “Корсар” главным героем является морской разбойник, пират. У него исключительная, необыкновенная судьба. В характере преобладает воля, смелость, честность. Автор описывает захватывающие приключения пиратов, трагическую любовь и роковую ненависть. Во многих “Восточных поэмах” автор нарушает законы композиции. Описание действия может начинаться с конца.
Огромный интерес читателей вызвал самый лиричный сборник стихотворений поэта – “Еврейские мелодии”. Большинство стихотворений этого сборника было задумано как слова к песне. Тематика стихотворений разнообразна: это и любовные произведения, и философские стихи, и тема исторических судеб всех европейских народов. К любовным стихотворениям относятся: “Она идет во всей красе”, “Любовь и Смерть”, “Стансы к Августе”. В них автор создает образ женщины, который оскорбил многих чопорных англичан. Героини Байрона живые, из плоти и крови.
В философских стихотворениях звучат ноты отчаяния, скорби. Яркий пример – стихотворение “Душа моя мрачна”. В произведениях о Европе главными героями становятся целые нации, народы – испанцы, португальцы, греки. Автор восхищается ими, потому что эти народы имели мужество подняться против угнетателей ради своей свободы.
Внутренняя свобода лирического героя – характерная черта всего творчества Байрона. Во многих произведениях он использует библейскую мифологию. В сборнике преобладает тоска автора по совершенству. Большим творческим успехом Байрона по праву считаются две поэмы: “Шильонский узник”(1817) и “Дон Жуан”(1817).
В первой поэме автор пытается решить проблему свободы и несвободы. Ее действие происходит в знаменитом Шильонском замке. Герой Байрона приходит к парадоксальному выводу. Неволя оказывается для него милее неизвестности и свободы. Поэма “Дон Жуан” не была закончена при жизни поэта. Это произведение можно назвать романом в стихах. Байрон создал одного из самых привлекательных литературных героев. Здесь впервые Байрон решил выступить “веселым”.
В этой поэме он отразил все злободневные темы своего времени: любовные интриги, человеческие страдания, общественные проблемы. Много в ней и сатирических моментов. Байрон остро обличает все пошлое, низменное. Главным лозунгом поэмы и всей жизни ее автора было утверждение: “И вечно буду я войну вести с тиранами”. Вся поэма построена на контрастах, противоречиях. Поэма читается на одном дыхании. Ее стих точен, остроумен. Последнее произведение Байрона содержит очень много крылатых фраз. Например:
Порок больших расходов не боится,
А добродетель чахнет и скупится.
Байрон всегда требовал правдивости в изображении явлений. До конца своей жизни он был настоящим патриотом Англии. Всем своим творчеством он доказывал необходимость борьбы с насилием и злом. Поэт всегда выступал за свободу выбора, действий каждого человека. Никто так, как он, не показывал характер человека в его глубоких противоречиях.
В своем творчестве Байрон затрагивал психологические и общественные вопросы. Поэт стал для своих читателей образцом честности и независимости. И сейчас Байрон продолжает оставаться для нас мудрым наставником.



spacer
Байрон как поэт-романтик