Анализ стихотворения

Стихотворение «Зарыты в нашу на века..» изначально было песней, которая была написана в 1971 г. к фильму «Неизвестный, которого знали все». Но по каким-то причинам песня в фильме не прозвучала. Может быть, поэтому она не так хорошо известна.
В этом стихотворении поэт размышляет о прошлом, о различном отношении людей к нему — кто-то легонько ворошит, кто-то предпочитает вообще не вспоминать. Само слово «прошлое» употребляется в стихотворении четырежды, каждый раз представая перед нами в новом образе. Поэт то сравнивает его с глиняным

сосудом — как хранилищем воспоминаний, то со старым кладом, в котором хранятся ценные и дорогие воспоминания человека, которые, к сожалению, со временем забываются.
И прошлое лежит, как старый клад,
Который никогда не раскопают.
В третьей строфе прошлое сравнивают с лабиринтом, в котором без стрелок-указателей не разобраться. Так и у нас в памяти, «поток годов» перемешивает воспоминания, сбивая указатели, чем больше времени прошло, тем меньше мы помним. В шестой строфе прошлое предстает перед нами в виде минного поля. «Мины» есть в памяти каждого человека — это наши худшие, неприятные воспоминания,
наши ошибки, о которых мы предпочитаем забыть, откладываем в «тень».
По мысли поэта, к прошлому нужно относиться осторожно, избегать ошибок. Ведь если сильно «рыться» в прошлом, можно попасть как раз на «мину».
Как говориться в седьмой строфе
Один толчок — и стрелки побегут, —
А нервы у людей не из каната, —
И будет взрыв, и перетрется жгут…
Правда, можно и «извлечь до взрыва детонатор» — постараться исправить ошибку прошлого, чтобы позже, она не смогла нанести тебе «вред».
Строфы в стихотворении написаны перекрестной рифмой, с чередующимися мужскими и женскими окончаниями. Стихотворный размер различен для четных и нечетных строф. Четные написаны более мягким Хореем, нечетные — резким Ямбом. Поэт нарочно сочетает в стихотворении различные стихотворные размеры, чтобы придать каждой отдельной строфе определенное настроение.
Стихотворение изобилует различными видами тропов. Чаще всех встречаются метафоры сравнения и олицетворения, без которых вряд ли обходится хоть одно стихотворение о чем-то неодушевленном. Метафоры в стихотворении встречаются как малые: «зарыты в нашу память на века…», «поток годов унес с границы», «просто в прошлом заблудится», «в толще лет», так и более развернутые. Пятая, шестая, седьмая и восьмая строфа представляют собой одну большую метафору, смысл которой соотносится со смыслом эпиграфа к стихотворению
Иногда как-то вдруг вспоминается
из войны пара фраз —
например, что сапер ошибается
только раз
Встречаются в стихотворении и эпитеты, такие как «память глубока», «беспристрастный суд», «заржавленные мины», и другие.
Заметна в стихотворении манера Высоцкого обращаться к слушателям на «Ты», при помощи простой речи: «С налета не вини — повремени» или «Просто абсолютно ни к чему» — благодаря чему он предстает перед нами «своим» поэтом, к которому прислушиваются и которому доверяют.
«Зарыты в нашу память на века» — еще одно действительно хорошее стихотворение Высоцкого, которое заставляет о многом задуматься. Я думаю, не зря же его включили в школьную программу. 🙂



spacer
Анализ стихотворения