Анализ стихотворения

Стихотворение “Зарыты в нашу на века..” изначально было песней, которая была написана в 1971 г. к фильму “Неизвестный, которого знали все”. Но по каким-то причинам песня в фильме не прозвучала. Может быть, поэтому она не так хорошо известна.
В этом стихотворении поэт размышляет о прошлом, о различном отношении людей к нему – кто-то легонько ворошит, кто-то предпочитает вообще не вспоминать. Само слово “прошлое” употребляется в стихотворении четырежды, каждый раз представая перед нами в новом образе. Поэт то сравнивает его

с глиняным сосудом – как хранилищем воспоминаний, то со старым кладом, в котором хранятся ценные и дорогие воспоминания человека, которые, к сожалению, со временем забываются.
И прошлое лежит, как старый клад,
Который никогда не раскопают.
В третьей строфе прошлое сравнивают с лабиринтом, в котором без стрелок-указателей не разобраться. Так и у нас в памяти, “поток годов” перемешивает воспоминания, сбивая указатели, чем больше времени прошло, тем меньше мы помним. В шестой строфе прошлое предстает перед нами в виде минного поля. “Мины” есть в памяти каждого человека – это наши худшие, неприятные
воспоминания, наши ошибки, о которых мы предпочитаем забыть, откладываем в “тень”.
По мысли поэта, к прошлому нужно относиться осторожно, избегать ошибок. Ведь если сильно “рыться” в прошлом, можно попасть как раз на “мину”.
Как говориться в седьмой строфе
Один толчок – и стрелки побегут, –
А нервы у людей не из каната, –
И будет взрыв, и перетрется жгут…
Правда, можно и “извлечь до взрыва детонатор” – постараться исправить ошибку прошлого, чтобы позже, она не смогла нанести тебе “вред”.
Строфы в стихотворении написаны перекрестной рифмой, с чередующимися мужскими и женскими окончаниями. Стихотворный размер различен для четных и нечетных строф. Четные написаны более мягким Хореем, нечетные – резким Ямбом. Поэт нарочно сочетает в стихотворении различные стихотворные размеры, чтобы придать каждой отдельной строфе определенное настроение.
Стихотворение изобилует различными видами тропов. Чаще всех встречаются метафоры сравнения и олицетворения, без которых вряд ли обходится хоть одно стихотворение о чем-то неодушевленном. Метафоры в стихотворении встречаются как малые: “зарыты в нашу память на века…”, “поток годов унес с границы”, “просто в прошлом заблудится”, “в толще лет”, так и более развернутые. Пятая, шестая, седьмая и восьмая строфа представляют собой одну большую метафору, смысл которой соотносится со смыслом эпиграфа к стихотворению
Иногда как-то вдруг вспоминается
из войны пара фраз –
например, что сапер ошибается
только раз
Встречаются в стихотворении и эпитеты, такие как “память глубока”, “беспристрастный суд”, “заржавленные мины”, и другие.
Заметна в стихотворении манера Высоцкого обращаться к слушателям на “Ты”, при помощи простой речи: “С налета не вини – повремени” или “Просто абсолютно ни к чему” – благодаря чему он предстает перед нами “своим” поэтом, к которому прислушиваются и которому доверяют.
“Зарыты в нашу память на века” – еще одно действительно хорошее стихотворение Высоцкого, которое заставляет о многом задуматься. Я думаю, не зря же его включили в школьную программу. 🙂



spacer
Анализ стихотворения