Анализ стихотворения Карамзина “Берег”

Николай Михайлович Карамзин известен современному читателю как автор повести “Бедная Лиза”. Также нередко его называют летописцем при дворе Александра I, создателя “Истории Государства Российского” в двенадцати томах. Очень редко Карамзин упоминается как поэт, хотя им было написано немало стихов. Он считался основоположником “дворянского” периода русской поэзии, которую продолжили и развили Пушкин и Грибоедов.
Стихотворение “Берег” было написано в 1802 году, знаменующим начало нового этапа в жизни Карамзина. В этот

год Александр I вступает на престол, сменив Павла I. Новый правитель ослабляет цензурный режим, и Карамзин осуществляет свою давнюю журналистскую мечту – начинает издание журнала “Вестник Европы”. В этом же году он приступает к написанию “Истории Государства Российского”. Если в конце 18 века Карамзин много писал, принимал активное участие в общественных процессах, то с началом 19-го его деятельность начинает угасать. С каждым годом из-под его пера появляется все меньше и меньше стихов, “безделок”, как ласково называл их сам поэт.
В 1802 году в жизни Карамзина произошло печальное событие: умерла его
первая жена, Елизавета Ивановна Протасова. Возможно, именно это навеяло тему стихотворения “Берег” – смерть близких людей.
Лирическое произведение построено на сопоставлении двух явлений, казалось бы, никак друг с другом не пересекающихся. В первых трех строфах поэт рисует яркую картину возвращения корабля в “пристань мирную”, читатель видит теплую встречу мореходов с родными и близкими. В последних двух строфах проводится параллель между жизнью и морем, пристанью и смертью, человеком и кораблем. Встречающие из первой части стихотворения “перерождаются” в умерших родных и близких, которые также ждут прихода путешественников, только из мира иного…
Больше всего шокирует даже не тема смерти, а то, как она представлена. Уход из жизни – это не конец, а начало путешествия к другим берегам. Смерть – это не траур, а радостная встреча с предками, с близкими людьми. Она неизбежна, поэтому не так страшна, тем более для нас там хранится “место подле друзей”.
Стихотворение “Берег” можно воспринимать как два отдельных, то есть первая и вторая части достаточно самостоятельны, в них сюжет имеет начало и конец. Но именно их “хитросплетение”, умело проведенные параллели заставляют задуматься не только о смерти, но и о жизни.
Уходя в последнее плавание, мы оставляем на одном берегу близких людей. Для всех ли будет возможно занять место на противоположной “пристани”? Если я буду презирать окружающих и не делать другим добро, встретят ли меня с распростертыми объятиями в мире ином? Заслужу ли я, пройдя “море и волненье” жизни, “пристань и покой” после смерти?
Читая стихотворение, нельзя не обратить внимание на простоту языка. Вообще, поэзии Карамзина свойственна прямота, он употребляет мало метафор и ярких эпитетов. Но, несмотря на это, его стихи легко читаются и воспринимаются, а образы ярко рисуются в воображении. В стихотворении мы встречаем много риторических восклицаний (“Пусть ее на карте нет!”, “Пусть она и неизвестна!”, “Вы маните/ Нас к таинственным брегам!..”) и риторических обращений (“Жизнь! ты море и волненье!”, “Смерть! ты пристань и покой!”, “Тени милые!”).
Во второй строфе поэт использует повтор: “Пусть она и неизвестна! / Пусть ее на карте нет!”. Для достижения музыкальности и простоты изложения автор пользуется синтаксическим приемом – инверсией: “в пристань мирную войти”, “летят в объятья их”, “храните место подле вас друзьям”.
В стихотворении мы встречаем разные стихотворные размеры. Первая, третья и пятая строфа относятся к тонической системе стихосложения, ритмика в которой организуется за счет повторения ударных слогов, а число безударных между ударениями различно. Вторая и четвертая строфа написаны двухстопным хореем с ударением на первый слог.
Способы рифмовки – перекрестная и кольцевая (во втором строфе). Стихотворение состоит из пяти четверостиший, стихотворная строфа – катрен.
Карамзин в стихотворении использовал звуковые сочетания. Например, звукопись и анафору во второй строфе:
Пусть ее на карте нет!
Пусть она и неизвестна!
Мысль, надежда им прелестна
Там избавиться от бед.
Особенностью “Берега”, да и всех стихов Карамзина, является простота языка, но за этой простотой скрывается глубокий философский смысл. Его мастерство как поэта заключается в том, что он сумел этими обычными, казалось бы, словами нарисовать яркие запоминающиеся образы кораблей, моря, пристани и встречающих людей, имея в виду смерть и расставание с близкими навсегда…
Закончить анализ стихотворения мне хочется фрагментом письма М. И. Багрянского к А. М. Кутузову, которое было написано в 1791 году: “Он [Карамзин] себя считает первым русским писателем и хочет нас учить нашему родному языку, которого мы не знаем. Именно он раскроет нам эти скрытые сокровища”.



spacer
Анализ стихотворения Карамзина “Берег”