Анализ стихотворения О. Мандельштама “Бессонница. Гомер. Тугие паруса”

Творчество Осипа Мандельштама занимает особое место в русской литературе Серебряного века. Его жизнь, как и его произведения, весьма интересна, загадочна и противоречива одновременно. Этот поэт был из тех людей, которые не могут быть равнодушными ко всему тому, что происходит вокруг. Мандельштам глубоко чувствует, в чем истинные ценности и где правда.
Творческая судьба О. Мандельштама – это “поиск слова”, которое бы в полной мере выражало внутреннее состояние поэта.
Одним из лучших произведений Мандельштама по праву является

его стихотворение “Бессонница. Гомер. Тугие паруса”, которое было написано в 1916 году в Крыму.
В этом произведении автор, как и его лирический герой, обращается к древнегреческой эпической поэме Гомера “Илиада”. Важно отметить, что Мандельштам не обращается к сюжетной линии этого произведения.
Перед нами оживают картины былых времен. Лирический герой воссоздает в своем воображении древние корабли, которые отправились завоевывать Трою:
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Складывается
впечатление, что лирический герой перечитывает строки из “Илиады”, где список кораблей становится символом силы и мощи эллинов. Что же стало причиной похода их войск против Трои? Дело в том, что сыном царя Трои была похищена прекрасная Елена:
Как журавлиный клин в чужие рубежи, –
На головах царей божественная пена, –
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам, ахейские мужи?
Картины, возникающие в воображении лирического героя, увлекают его и наводят на размышления. На мой взгляд, автор задумывается над тем, что же является смыслом жизни. В итоге он приходит к выводу, что все в жизни подчинено любви:
И море, и Гомер – все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит.
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
Только любовь способна пробуждать в человеке самое лучшее. Только любовь заставляет совершать порой неожиданные, но самые верные действия и поступки.
В этом стихотворении автор прибегает к сравнениям. Корабли он называет “длинным выводком, поездом журавлиным”. Еще ярче сравнение “журавлиный клин”. Но оно имеет под собой и реальную основу. Корабли в те далекие времена, когда выходили в военный поход, действительно выстраивались клином.
Особое внимание так же следует обратить на эпитет “тугие паруса”. Он указывает на то, что корабли готовы к выходу в море. Мандельштам также упоминает царей, на головах которых – “божественная пена”. Это говорит, как мне кажется, об их величии и силе. Цари здесь уподоблены греческим богам. Кроме того, складывается ощущение, что боги Олимпа одобряют этот поход в “чужие рубежи” за Еленой.
В свое стихотворение Мандельштам так же вводит образ “моря черного”, которое, “витийствуя, шумит”. Я думаю, данный образ придает стихотворению большую яркость и ощущение реальности происходящего.
Следует обратить внимание и на лексику, используемую в этом стихотворении. В произведении больше всего имен существительных: паруса, корабли, пена, голова, море. Но есть и отвлеченные понятия: бессонница, любовь. Я считаю, что в стихотворении эти слова ключевые, так как они необходимы для понимания его идеи и темы.
На синтаксическом уровне в стихотворении много назывных предложений, особенно в первой строке: “Бессонница. Гомер. Тугие паруса”. На мой взгляд, такие предложения вводят нас в мир произведения.
В стихотворении есть также и риторические вопросы. Они говорят об особом состоянии лирического героя. Он находится в задумчивости, в размышлениях, философствует.
“Илиада” Гомера становится для лирического героя чем-то загадочным, непостижимым и прекрасным одновременно. Он чувствует свою причастность к далеким событиям, ко всему мировому процессу.
Стихотворение Мандельштама “Бессонница. Гомер. Тугие паруса” является размышлением героя и поэта об истине, о прекрасном, о смысле жизни, о законах Вселенной. Любовь – вот то, что пробуждает человечество к действиям. В этом, на мой взгляд, и проявляется преемственность поколений.



spacer
Анализ стихотворения О. Мандельштама “Бессонница. Гомер. Тугие паруса”