Анализ стихотворения Мандельштама “За гремучую доблесть грядущих веков…”

В своем творчестве Мандельштам опирается на богатые традиции мировой культуры, включая в свои произведения идеи и образы художников разных эпох и разных народов, события многовековой истории и нетленного искусства. Это было общей чертой поэзии Серебряного века. Но Мандельштам в подходе к культурно-историческому наследию отличается от многих своих современников. У Мандельштама культурно-исторические реалии вплотную приближены к современности, входят в сегодняшнюю жизнь.
Одна из его излюбленных тем – политическая. Еще со времен революции,

когда Мандельштам уже был сложившимся поэтом, его волновало происходящее вокруг. Поэт готов добровольно присоединиться к усилиям тех, кто пытается двинуть человечество в новом, неведомом направлении: “Ну что ж, попробуем огромный, неуклюжий, скрипучий поворот руля…” Но он знает, что наступили “сумерки свободы” и “мы будем помнить и в летейской стуже, что десяти небес нам стоила земля!” В этой оде – явная готовность принять революцию, при полном сознании размеров уплаты.
Быть пассивной, безличной жертвой, “неизвестным солдатом” колеса истории Мандельштам не хотел и не мог – и вступил
в беспримерный поединок со своим временем. Поэзия Мандельштама в начале 30-х годов становится поэзией вызова. Так появилось произведение “За гремучую доблесть грядущих веков…” (1931-35 гг.).
Стихотворение написано разностопным анапестом, это должно было сделать тон и ритм стихотворения мягким и плавным. Но перекрестная мужская рифма, а также отсутствие пиррихиев сообщает всему произведению жесткий, устойчивый ритм, который отвечает идейному содержанию.
Поэт пишет о доле благородного человека, о том, что его окружают только “трусы”, “хлипкая грязца”. Достаточно вспомнить, в какое время написано стихотворение, и станет все понятно. Это время радикальных чисток среди русского народа, время коллективизации, время, когда человек должен был безропотно подчиняться партии, иначе – “черный воронок”. Все происходило под лозунгом “Все для коммунизма!”, но под этим лозунгом скрывались не только светлые идеи, но и грязь, подлость, жестокость и глупость. Поэт пишет в первом четверостишии:
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Да, то время лишало чести, так как ради того, чтобы выжить, необходимо было “искренне” поддерживать политику, иначе, опять же, – “черный воронок”. Выбор стоял между жизнью и честью. Жестокость этого выбора поэт выражает в эпитете “век-волкодав”:
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей.
Поэт не желает делать выбора, так как понимает, насколько это глупо и нелепо. Подлость нельзя поддерживать своей жизнью. Поэтому лирический герой решает уйти от этого общества. Он согласен на ссылку:
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Природа русской земли, вдали от цивилизации, а самое главное – вдали от директив партии, представляется поэту раем.
Для описания счастья свободы и того настоящего ужаса, который окружает лирического героя, автор использует прием антитезы. В третьем четверостишии первые две строки описывают окружающую реальность, вторые – недостижимый рай, природу Сибири:
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе…
Антитеза усиливается и цветовым противопоставлением: красный (“кровавых кровей”) и голубой (“голубые песцы”). Сибирь вообще описывается поэтом в ассоциативной голубой гамме: “Енисей”, “до звезды” (небо):
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает…
Последние две строки стихотворения являются как бы квинтэссенцией всего произведения. В них лирический герой не только еще раз подчеркивает свою непринадлежность к “волкам” (на тюремном жаргоне это означает “предатели”), но и указывает на то, что его “убийцам” до него не дотянуться. То есть не сломить дух героя, не заставить его стать “волком”, не заставить его предать:
Потому что не волк я по крови своей,
И меня только равный убьет.



spacer
Анализ стихотворения Мандельштама “За гремучую доблесть грядущих веков…”