Анализ стихотворения И. Северянина “Увертюра”

Творчество известного поэта серебряного века Игоря Северянина многие исследователи называют новаторским, поскольку многое из того, к чему прибегал поэт, было несвойственно для лирических произведений того времени. Северянин смело использовал новые ритмы, неологизмы. Его лирика отличается удивительной музыкальностью.
Особое место в творчестве поэта занимает стихотворение “Увертюра”, которое в некоторой степени закрепило за ним славу “салонного” лирика, воспевающего в своих произведениях “красивости” и “изыски”.


Это стихотворение удивительно уже тем, что очень сложно определить его тему. Однако, ощущение какой-то легкости, радости, яркости прослеживается очень четко.
Лирическое произведение поражает разнообразием образов, которые на первый взгляд мало связаны друг с другом:
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
“Ананасы в шампанском”, на мой взгляд, создают уже с первой строки некую “красивость”, “роскошь”. Лирический герой восхищается окружающим
миром и собой. В стихотворении присутствует вещный мир, мир предметный, который определяет убогие интересы персонажа. Герой вдохновенно восклицает: “Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!” Однако, на мой взгляд, это попытка спрятаться от жизни за броской вещью.
Динамичность стихотворению придает отрывистость фраз и своеобразная интонация перечисления:
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!
В данном четверостишии автор использует неологизмы: “ветропросвист”, “крылолет”, которые свидетельствуют о смелости поэта экспериментировать над словом. Неологизмы создают еще большую необычность происходящему на глазах у поэта.
Последняя строфа, по моему мнению, имеет особое значение, потому что в нем заключена основная идея стихотворения:
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс…
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!
Лирический герой в этом четверостишии раскрывает свое истинное лицо: “Я трагедию жизни претворю в грезофарс…”Здесь показывается человек, пытающийся бежать от пафосной, но пустой действительности. Ананасы в шампанском в этой строфе становятся олицетворением творческого процесса, которому нет границ и пределов. И только поэт способен легко перемещаться “из Москвы – в Нагасаки”.
В синтаксическом плане нужно отметить обилие восклицательных знаков, которые свидетельствуют о восхищении лирического героя миром, а также создают атмосферу торжественности и легкости.
Автор почти не использует в стихотворении эпитеты, таким образом достигается динамизм, легкость. Только два эпитета можно найти в строках: “нервные девушки” и “острое дамское общество”. Они создают атмосферу, в которой находится лирический герой.
Творческий процесс для Игоря Северянина очень загадочен: “Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!” Это ключевые слова в стихотворении. Порывистость, неподчинение хоть какой-нибудь логике – вот основные черты поэтической деятельности автора.
Игорь Северянин вводит в стихотворение и топонимы: Москва, Нагасаки, Нью-Йорк. Этим он хочет показать, что творчество поэта не знает границ, и, возможно, понятно и востребовано во всем мире, несмотря на языковой и культурный барьер. Поэта и его произведения понимает не только наш мир, но и даже жители Марса! Таким образом, в этом стихотворении мы наблюдаем за полетом поэтической фантазии, и сами оказываемся в гуще событий.
Северянин назвал это лирической произведение “Увертюрой”, прямо как музыкальное произведение. А может, стихосложение как процесс очень напоминает создание музыкального шедевра? Ведь ощущения от прочтения талантливой лирики сравнимы с ощущением от прослушивания “живой” инструментальной мелодии.



spacer
Анализ стихотворения И. Северянина “Увертюра”