Поэзия И. Северянина

Время требует мифов, и время творит их. Среди множества мифов 20 века живет миф о поэте Игоре Северянине. Он вошел в историю русского стиха как основатель эгофутуризма, как “король поэтов”, автор “изысканных” стихов, один из родоначальников массовой культуры 20 века. О Северянине можно сказать, что он изготавливал товар по душе, но всегда оставался подлинным поэтом.
Игорь Северянин начал писать стихи уже с восьми лет. Тогда же он решил непременно прославиться как поэт. Первое стихотворение Северянина было опубликовано в 1905 году.

Затем, в течение 3-4 лет он издал за свой счет 35 сборников. Но поэта не замечали. Обратил внимание на молодое дарование Л. Н. Толстой. Великий писатель пришел в негодование от стихов безвестного поэта и тем прославил его имя. Северянина стали приглашать на поэтические вечера в самые престижные залы Петербурга.
Несмотря на то, что Северянин был футуристом, его поэтическая позиция была прямо противоположна позиции Маяковского. Оба этих поэта шли на площадь, к “униженной и оскорбленной толпе”. Но Маяковский нес грубое, резкое, “весомое” слово. Северянин же предлагал “утончиться вкусом народа”.
Позиция открытого
самоупоения поэта должна была потрясти и потрясала публику нахальством и вызовом:
Не мне расчет лабораторий,
Нет для меня учителей.
Парю в лазоревом просторе
Со свистом солнечных лучей!
Именно Северянин ввел слово “футуризм” в поэтический обиход Серебряного века. Но, добавив к нему “эго”, поэт решительно отмежевался от других футуристов. Их эстетика казалась Северянину социально опасной, агрессивной и антипоэтической. Принцип эгофутуризма – “что ни слово, то сюрприз” – сочетался у Северянина с позицией лирического героя, любующегося собственными поэтическими изысками. Словарь Северянина (“грезы”, “будуар”, “паж”, “муар”, “эксцесс”) производил впечатление далекой, изящной страны, где нет повседневных забот. В этой стране прекрасные дамы скучающе поджидают своих обожателей под сенью экзотических деревьев.
В 1913 году вышла лучшая книга И. Северянина – “Громокипящий кубок”. За два года она переиздавалась семь раз. А. Блок, первоначально резко отозвавшийся о поэзии “златолирного певца”, отметил в своем дневнике: “Это настоящий, свежий, детский талант”.
Слава Северянина достигла пика в 1914 году. Он выступал на поэтических вечерах, собиравшие полные залы. Манера декламации этого поэта (он “пел” свои стихи) завораживала и восхищала слушателей. Музыкальность названий стихов Северянина (“Соната”, “Симфония”, “Серенада”) подчеркивала важность именно звучаний его стихотворений. Звуки сплетались в неожиданные ассонансы:
Вдруг золотеет паутина, как символ ленных
пленов солнца,
И я, сравнив себя со всеми, клуб дам
не потому ль?
Вслед за “Горомокипящим кубком” вышли такие сборники Северянина, как “Златолира” (1914), “Ананасы в шампанском” (1915), “Тост безответный” (1916). Все они варьировали мотивы главной книги стихов поэта.
В стихах Северянина открывался особый мир грез – страна “Миррелия”. Она была названа в честь “певицы страсти” Мирры Лохвицкой, поэзию которой Северянин считал главным своим источником. В Миррелии царствовали любовь и красота, а предметом поклонения там всегда была женщина. И неважно, являлась ли она деревенской простушкой или прекрасной принцессой. Читатель с удовольствием шел в этот волшебный мир Северянина, далекий от грохота реальных катастроф:
Быть может и любит, да только не скажет…
Да только не скажет и чувств не покажет.
А раз не покажет – так что в этом толку.
Надеждой терзает, надеждой тревожит…
А может быть вовсе не любит? Быть может!
С 1919 года Северянин постоянно живет в Эстонии. Главные темы его поэзии – чувственная любовь и слава – отступают перед ностальгическими воспоминаниями и острым чувством покинутой, но не утраченной родины:
Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
Ее лавины снеговые,
Ее цыгане кочевые, –
Ах, им ли радость не дана?
Лучшая книга позднего Северянина, по моему мнению, – это “Классические розы”. В ней поэт переходит на иной язык: классически ясный, подчеркнуто простой и естественный. В это время Северянин много выступает в концертных залах Литвы, Латвии, Финляндии, Польши, Германии, Болгарии, Франции. Теперь его задача – вспомнить мельчайшие подробности прошлой жизни, эпохи своей молодости, которая осталась позади:
Много видел я стран и не хуже ее –
Вся земля мною нежно любима.
Но с Россией сравнить?.. С нею – сердце мое,
И она для меня несравнима!
“Слава солнца”, 1925.
В 1925 году Северянин создает “роман в строфах”, ориентируясь на “Евгения Онегина” Пушкина. Это произведение, по замыслу поэта, должно было стать “энциклопедией” предвоенной поры. Но замыслу мешал “лиризм” Северянина. Этот поэт всегда был лириком, тонко чувствующим “нюансы жизни”:
Но дни идут – уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страною брошенные в гроб!



spacer
Поэзия И. Северянина